«Душа моя, душа моя, что ты спишь! Конец приближается…»
С преп. Андреем Критским взывает к покаянию наша Русская Православная Церковь в начале Великого Поста. Каяться нужно прямо сейчас, сию минуту, не отлагая на потом, на завтра и послезавтра. Потому что откуда ты знаешь, что тебя ждет завтра? Евангельский богач, который планировал сытно прожить много лет, умер в ту же ночь, когда сказал своей душе: «Ешь, пей, веселись... потому что много добра лежит у тебя в житницах.». А Господь увидел, что этот человек думает своей душе во вред ей, и забрал его. У святых отцов я читала, что Господь прекращает жизнь человека, только когда он готов к переходу в вечность, или когда видит, что человек не собирается кается, идти в Храм, на исповедь.
Господь долго терпит. По моим наблюдении и по рассказам знакомых много людей собирались на исповедь, но откладывали на завтра, так и ушли из жизни, нераскаянные. Не успели? Нет. Они не думали о спасении своей души. Им было все некогда, некогда. Некогда умирать... А смерть не горами. За гробом нет покаяния.
Все дело в лени. Лень идти и стоят на длинных службах. Не лень сидеть у телевизора. (У некоторых он вообще не выключается). Лень почитать молитвенное правило, или какую-нибудь душеполезную книгу. Не лень отгадывать кроссворд. Лень рано встать, чтобы идти на Литургию. Не лень понежиться в постели. Многоспание тоже грех. А самый большой грех саможаление. В конце концов, можно настроить себя, хотя бы два дня в месяц отдать для Бога и спасении своей души. Уж лучше не обещать, а делать. Завтра может не наступить. Если не знаете, в чем каяться, купите в храме брошюру в помощь кающимся, пособие к исповеди, или подойдите к священнику, скажите прямо, что вы у исповеди впервые, и изъявите желание исповедоваться. Вспомните свои поступки, за которые вам стыдно. Священника стесняться не надо. Он посредник между Богом и вами.
Есть и еще такие, которые говорят: "Я в Бога верю, но грехов у меня нет". Я хорошо знаю такую старушку, ей 81 год, и она ни разу не исповедовалась, и еще говорит, что грехов у нее нет. У нее две верующие, воцерковленные племянницы, дочь. Сын, которого она любила, рано умер некрещенным. В прошлом году. Племянницы и дочь попытались уговорить ее позвать батюшку для исповеди. Она и слушать не стала. Властным тоном, не допускающи никаких возражений твердит: «Я в Бога верю, но грехов у меня нет".
Конечно, видение своих грехов, это — дар Божий. Но если ты не видишь свои грехи, это не значит, что у тебя их совсем нет. Все мы грешны. Безгрешен один только Господь.
Не знаю, чем кончится история с этой старушкой. Господь дает ей еще время.
Инокиня Николая