Александр Ткаченко о высочайшей добродетели и спасении людей
«Кто мой ближний?», – спросил Христа законник. В ответ Спаситель рассказал ему притчу о милосердном самарянине. Ее знают сегодня все христиане.
Но, наверное, далеко не все знают о том, что три года назад эта притча обрела какое-то совершенно уж неожиданное воплощение. Причем, не где-нибудь, а на высочайшей вершине мира.
Вообще у большинства людей покорение Эвереста навскидку ассоциируется с благородством и силой духа людей, решившихся штурмовать этого гиганта. На практике же все обстоит куда более неоднозначно. Дело в том, что, начиная с высоты 7500 метров, на Эвересте начинается так называемая зона смерти. Причина такого названия очевидна для любого, побывавшего там: несколько сотен трупов альпинистов, погибших при восхождении в разные годы. На такой высоте не бывает плюсовой температуры, поэтому они не разлагаются десятилетиями. Так и лежат, прямо на маршруте, по которому каждый год идут мимо них все новые и новые покорители Эвереста.
Причин этому несколько: эвакуация даже одного тела с такой высоты под силу только
специально организованной экспедиции, которая стоила бы несколько десятков тысяч долларов. Ну а для родственников погибших Эверест как место последнего упокоения их близких представляется даже почетным. Но это в теории, когда думаешь об этом издалека.
Люди умирают на глазах у всех, но сезон восхождения короток – всего пара месяцев в году. А спасти ослабевшего или травмированного коллегу на этой высоте возможно только одним способом – отказавшись от штурма Эвереста, до вершины которого осталось совсем немного. Такая вот коллизия…
В 2012 году там погибло 11 человек. Среди них должен был оказаться и 46 летний турок Айдин Ирмак. Но он остался в живых, потому что среди десятков покорителей Эвереста нашелся один, который смог найти в себе силы и отказаться от заветной цели ради его спасения. Двадцатичетырехлетний израильтянин Надав Бен Иегуда всего в 300-ах метрах от вершины Эвереста повернул обратно, чтобы спасти турецкого альпиниста
Вот как он рассказывает об этом: «Турок был без сознания, у него не было перчаток, не было кислорода, и кошек, его шлем был снят. Он ждал конца. Другие альпинисты шли мимо него, не пошевелив и пальцем, но я понимал, что если и я пройду мимо, он умрёт наверняка».
Их спуск к ближайшему палаточному лагерю на склоне горы длился 9 часов. Иегуда нес умирающего на руках, отдав ему свои перчатки. Когда турок приходил в себя, то кричал от боли, это делало путь ещё тяжелее. Немного времени спустя им встретился альпинист из Малайзии, который также находился на последнем издыхании. А тут еще как будто специально – сломался кислородный аппарат у самого Надава. Стало понятно, что дальше идти невозможно. И тогда Бен Иегуда встал на тропе и, сжав кулаки, начал орать на встреченных альпинистов идущих вверх. Он требовал у них немного кислорода для двух раненых. Кислород дали, и это помогло ему привести умирающих в чувство.
В общем, все трое благополучно спустились вниз, хотя и с многочисленными обморожениями, но живые.
Кто-то возможно спросит: ну и при чем здесь христианство? Не берусь ничего утверждать, возможно, что и не при чем. Но после того, как я узнал об этой истории, все никак не идут из головы слова Христа, отвечавшего законнику: «Как думаешь, кто из них
всех был ближний пострадавшему»? — «Оказавший ему милость», — ответил законник. Тогда Господь сказал: «Иди, и ты поступай так же». (Лк. 10, 36-37)
foma.ru