Есть примиритель всего внутри самой земли нашей, который покуда еще не всеми видим, – наша Церковь… В ней заключено всё, что нужно для жизни истинно русской, во всех ее отношениях, начиная от государственного до простого семейственного.
Н.В. Гоголь
В последние годы, особенно в связи с известными победами России на политическом и спортивном поприщах, в российском обществе много стали говорить о патриотизме, о возвращении к своим корням; у русских людей появился невиданный до сих пор интерес к своей истории. Многие из них перестали стесняться своей национальной идентичности, сознательно, бережно и внимательно относятся к своей принадлежности Русскому миру, дорожат этим.
В патриотическом подъеме оказались солидарны и власть, и народ. Можно видеть регулярно совершающиеся различные мероприятия и акции: митинги, собрания, конференции, так называемые флэшмобы, концерты и прочее. Часто раздаются воодушевленные и искренние голоса о том, что вот, Россия возрождается, она поднялась с колен, с ней начинают считаться; что раньше она только теряла, а сейчас начинает больше приобретать и возвращать прежде утраченное, собирать вокруг себя друзей и единомышленников.
Казалось бы, действительно, всё это сейчас имеет место, и хочется думать, как и многим, что любимое Отечество обретает прежнюю силу и, подобно птице Феникс, воскресает из пепла забвения и поругания. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что так называемое «возрождение России» почему-то не имеет корня, не имеет, для того чтобы быть действительно возрождением, серьезных на это, прежде всего, духовно-нравственных причин, и весь пафос по этому поводу напоминает детскую забаву в пускании мыльных пузырей.
Для того чтобы Россия действительно явила и Богу и миру свое истинное величие, необходимо, чтобы прежде всего русские, как государствообразующий народ, будучи потомками ушедшей Святой Руси, духовно потрудились во славу Божию. Но ничего подобного мы не видели, особой жертвы со стороны нашего общества явлено не было. Даже возникает законное недоумение: «За какие такие заслуги Бог благоволит нашему Отечеству?» Ведь вернуть, казалось бы, навсегда утраченное невозможно без участия всеблагого Промысла Божия. Может быть, это некий аванс со стороны Господа российскому обществу, который необходимо отработать? Но надо прямо сказать, что даже аванса и даже от такого Милостивого и Всепрощающего Бога общество детоубийц и прелюбодеев не заслуживает.
У России есть много ходатаев и молитвенников пред Богом. Это и Божия Матерь, Чьим уделом Россия всегда называлась, и множество русских святых, которые своими горячими молитвами привлекают Промысл Божий к их бывшему земному Отечеству. У нашей Родины было всегда много врагов, а сейчас их количество только умножилось – и внутренних, и внешних. Казалось бы, их усилий хватило бы на уничтожение десяти таких стран, как Россия, но вот собственно с Россией они до сих ничего поделать не могут. Это ли не чудо Божие? И мало кто это чудо замечает, всю славу отдают «сынам, князьям человеческим» (Пс. 145: 3), а не Богу.
Очевидно, что Бог, промышляя о России, произволяет многое о ней вопреки ухищрениям и проискам ее недругов, вопреки массовому безбожию и разврату, поразившим российское общество. И тот факт, что Россия до сих пор жива и даже имеет некий вес в мире, только доказывает, что Промысл Божий есть решающий фактор исторических процессов.
Значит, есть еще нечто в современной России, что привлекает к ней Божие благоволение. Еще есть люди в ней, почитающие Закон Божий, стремящиеся исполнить правду Христову в своей жизни. Из истории ветхозаветного патриарха Авраама знаем, что
Господь готов терпеть беззакония целого народа ради десяти праведников, живущих среди этого народа (см.: Быт. 18: 32). Но в современной России живет гораздо больше людей, дорожащих своим званием христианина не на словах, а на деле. Из этих людей складывается целая отдельная страна, отдельный народ – церковная Россия, которая сосуществует рядом с остальной Россией, пока что еще терпящей Церковь Христову. Это явление настолько очевидно, что трудно его не заметить. Уж очень много проявлений духовно-нравственного разделения российского общества, особенно среди русских, случается в наши дни.
Церковная Россия, как некое малое стадо Христово (см.: Лк. 12: 32), пытается докричаться до остальной России, что нет ничего мерзостнее и ужаснее, чем бессудные массовые казни нерожденных детей, что необходимо прекратить эти жертвоприношения сатане со стороны народа, по большей части крещеного. Но большая Россия упрямо стоит на своем, не желая избавляться от удобства, доставляемого ей достижениями современной медицины: «Зачем же нищету плодить? Ведь иметь много детей очень некомфортно!» Неужели не замечает общество детоубийц вразумлений Божиих, не понимая, что оно само себе собирает уголья гнева Божия на голову? Ведь уже неоднократно буквально земля горела у россиян под ногами – и будет гореть еще больше, воспламеняемая кровью безвинно убиенных младенцев!
Струпья и язвы разврата покрыли тело Отечества нашего, и только церковная Россия, словно маленький бастион, стоит на страже целомудрия и христианской семьи. Она, подобно маленькому островку посреди бушующего океана развращенного мира сего, грозящего поглотить его своими грязными и мутными волнами, манит к себе всех желающих сохранить чистоту своего сердца. Церковная Россия есть оазис богоугодной жизни посреди нравственной пустыни, явившейся вследствие «сожжения» совести многих. Встречаются еще путники, желающие найти душевный покой в этом оазисе и омыться в его очистительных водах от нечистот суетного мира.
Но другая Россия еще возмущается: почему это Церковь не идет в ногу со временем, не угождает ни молодым, ни пожилым: отказывает в венчании не узаконившим свои отношения в ЗАГСе парам, не разрешает быть восприемниками в Таинстве крещения живущим в так называемом «гражданском браке», обличает прелюбодеев? Ведь свобода в отношениях полов в российском обществе – это «святое», она стала чем-то неприкасаемым, неким кумиром, не подлежащим никакой критике.
Еще бы, ведь среди многих женатых мужчин-россиян стало стыдно не иметь блудных связей на стороне (как же, друзья засмеют: «непрестижно»). На всю страну по телевидению женщинами в присутствии мужчин, в спокойной и привычной обстановке, обсуждаются скабрезности и гадости, услышав которые в недавнем еще прошлом женщины краснели и отвечали обидчикам их статуса звонкой пощечиной. И после всего этого мы смеем обличать Европу в ее содомитских наклонностях? Как говорится: «Врачу, исцелися сам!» (Лк. 4: 23).
К голосу же церковной России в защиту целомудрия и истинных семейных ценностей россияне привычно относятся снисходительно и посмеиваясь: «Церковь, ты отстала от жизни и ничего не понимаешь в любви». Не желают эти люди учиться на ошибках ушедших поколений. Ведь Священное Писание, да и мировая история, немало приводят примеров гибели целых народов по причине их нравственного развращения.
Можно ли говорить о возрождении России, когда многие святыни церковные (храмы, монастыри, богослужебная утварь, мощи святых и т.д.) до сих пор не возвращены их настоящей владелице – Русской Православной Церкви? Церковная общественность, пытаясь возвысить свой голос о недопустимости пребывания святынь в руках людей нецерковных, получает в ответ возмущенный ропот множества голосов светских россиян, считающих, что это вполне приемлемое явление. Иначе тогда придется позакрывать многие музеи, паразитирующие на церковных святынях.
При этом названия многих городов и селений, улиц, переулков, станций метро и библиотек, полученные в честь гонителей Церкви, убийц духовенства и монашества, расхитителей церковной собственности, остаются неприкосновенными – они почему-то не коробят слух большинства россиян, не оскорбляют их сердце. Церковная Россия прославляет в лике святых новомучеников, павших жертвою от рук безбожников-палачей, юбилеи которых многие россияне продолжают праздновать, а памятники им воздвигать. Они спокойно проходят по улицам, носящим имена разрушителей исторической России, и к памятникам отверженных Богом приносят цветы и приводят свадебные процессии.
На призывы же церковных общественных организаций переименовать некоторые станции метро или улицы, носящие имена особенно кровожадных деятелей безбожной эпохи, наша так называемая «элита» досадливо морщится и никак не реагирует. Не есть ли это всё жестокое оскорбление и обида Церкви Божией и глумление над памятью множества невинно убиенных святых? Но Господь пока еще терпит: «Мне отмщение, Аз воздам!» (Рим. 12: 19).
Казалось бы, говорим на одном языке, носим имена, имеющие по большей части происхождение из православных святцев, мазаны одним Миром крещения (подавляющее большинство), воспитывались в одной культуре, но почему тогда нет в русском народе согласия и настоящего духовного единения? На словах большинство россиян заявляют об уважении и доверии Русской Православной Церкви, но в реальные дела эти заявления никак не трансформируются, наоборот, очевидно противление и недовольство многих из них якобы вмешательством Церкви в светскую жизнь общества.
Вроде бы один народ, вместе отмечаем важные государственные праздники, одна на всех история, учились в одних школах, но почему тогда только мизерная часть этого народа старается подчинять весь строй своей жизни высшему, Божественному Закону, соблюдать церковные уставы, уважать посты и церковные праздники, остальное же большинство этот высший закон вероломно попирает, против церковных правил возмущается, на посты не обращает внимания, а праздники не почитает? Это большинство почему-то считает себя нормальным, тогда как на посещающих регулярно церковные богослужения людей смотрит с укоризной и недоумением как на фанатиков или неполноценных. Реакция же этого большинства на появление духовного лица в общественном месте, будь то на улице или в магазине, продолжает оставаться неадекватной и заставляет вспоминать отрывок из басни И.А. Крылова: «По улицам слона водили, как видно напоказ…».
Однажды православный священник был приглашен в среднюю школу на классный час. Во время беседы со школьниками седьмых классов он задал им вопрос: «Дети, вы считаете себя православными?» В ответ было молчание и недоуменное замешательство со стороны учеников. По их лицам было заметно, что слово «православный» не входит в их словарный запас, а само Православие не является для них жизненной необходимостью. Последовал второй вопрос от священника: «А вы считаете себя русскими?» Половина учащихся ответила утвердительно. Показав на висящий за спинами ребят портрет Ф.М. Достоевского, священник сказал: «А вот этот великий писатель, дети, отказался бы признавать вас за русских людей. Ведь по его мысли, человек “русский настолько, насколько он православный”».
Достанется ли церковная Россия будущим поколениям, если в большинстве семей россиян детям не говорят о Боге, а во многих школах до сих пор сохраняется враждебное отношение к Церкви и духовенству? Россия кровоточит глубокой раной духовного разделения русского народа. И эту рану не спрятать под покровом еще пока терпимого отношения большинства нецерковных россиян к церковной России. Надо говорить больше не о мнимом возрождении России, а о том, как исцелить эту рану, чтобы она не привела к гибели всей российской цивилизации. Ведь «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» (Мф. 12: 25), – предупреждает всех нас Господь Иисус Христос. Давно пора признать тот факт, что истинное благополучие и величие России созидается на верности Богу церковной части ее общества. Не ради отвергающих церковный образ
жизни россиян Бог посылает России мир и благоденствие, политическое и военное могущество, не ради того, чтобы они были сыты, довольны и проводили свою жизнь в греховных развлечениях, не ради их пустых мирских достижений и проектов, но ради того, чтобы церковная Россия продолжала воспитывать будущих граждан Небесного Царства, чтобы было еще кому передать наследство Святой Руси.
Пренебрегая церковной Россией, этим малым стадом Христовым, враждуя против нее, россияне рубят сук, на котором сидят. Им, напротив, надо беречь истинных христиан, ценить их наличие в обществе, ибо их верность Богу есть залог мира и благоденствия всей России: они вымаливают у Господа Его благоволение к своему Отечеству. Только ради них Бог еще терпит всё то зло, в невероятных масштабах распространившееся по нашей родной земле, и ожидает исправления от всех россиян.
Когда-то великий русский писатель Н.В. Гоголь в своих идеальных представлениях хотел видеть всю Россию сделавшейся одним большим монастырем. Нам же необходимо хотя бы сберечь и сохранить в ней присутствие Церкви Христовой.
Священник Олег Булычев
pravoslavie.ru