Сегодняшнее евангельское чтение научает нас тому, что нечистые духи, или бесы, безконечно злобны и лукавы, что все их существование состоит в безумной зависти к человеческому роду и к поиску путей для его погибели.
Господь прибыл в страну Гадаринскую, и его встретил неистовый человек, бесноватый. Он не одевался в одежду и не мог обитать в человеческих жилищах, но лишь в гробах – в пещерах для погребения умерших. Этот живой мертвец, невольный посланник ада, терпевший насилие от демонов, безпокоил сограждан своим буйством, почему те сковывали его цепями, связывали путами. Однако он, исполняясь нечеловеческой силы, разрывал любые цепи и был гоним бесом сквозь пустыни.
Когда этому несчастному предстал Господь, демон устами человека проговорил: «Не мучь меня», хотя Спаситель еще никаких действий не производил ни над бесом, ни над человеком, которого тот сам мучил много лет. Дело в том, что для нечистой силы величайшей мукой является само близкое присутствие Божества, присутствие святости. Божественная любовь опаляет эти исполненные злобой существа, и, будучи неспособными к раскаянию, они страдают.
Господь вопросил: «Как твое имя?», на что, вероятно, старший из бесов ответил: «легион». Когда Господь повелел бесам выйти из человека, они просили не посылать их в бездну, но лучше – в находившееся неподалеку стадо свиней. После позволения Спасителя, бесы, вышедшие из человека, войдя в свиней, утопили все стадо в озере. Не терпя близ себя воплотившегося Бога и вместе желая нанести людям очередное огорчение, они сделали свое дело. Всеведущий Господь, конечно, знал, что они это сделают, но не стал им препятствовать – с благой целью: обличить грех гадаринских жителей. Пророк Божий Моисей запретил евреям употреблять в пищу мясо свиней. Но те, порабощенные чревоугодием, как бы смеясь над заповедью, разводили этих животных целыми стадами.
Когда совершилось попущенное Богом бесовское действо, жители, видя исцеленного бесноватого и зная о погибшем стаде, увы, сделали свой выбор в пользу собственного греха. Они не столько обрадовались спасению согражданина (который сидел теперь в здравом уме, одетый подле Спасителя), сколько огорчились из-за потери своих свиней. Божественный Проповедник (Екклесиаст) в свое время сказал: «Нет ничего нового под солнцем». И бесовские наваждения, как были во время земной жизни Спасителя, так продолжились и в последующие времена. Мы не станем вспоминать сейчас события давно минувших веков. Обратимся лишь к последним полутора столетиям человеческой истории.
Великий русский писатель и пророк Федор Михайлович Достоевский в романе «Бесы» показал внутреннюю, скрытую от поверхностно скользящего взгляда, природу революции. Именно читавшаяся сегодня евангельская история послужила эпиграфом к названному произведению. По причине оскудения веры и благочестия христианского в России XIX века, в людях начали гнездиться бесы. Одержимые ими революционеры были неистовы и безстрашны. Положить собственную жизнь на алтарь революции при совершении террористических актов было для них праздником. Через этих людей бесы разрушили величайшую Российскую империю.
Мы должны ответить на вопрос: почему Господь попустил бесам прочно обосноваться в душах революционеров, почему позволил им сделать черное дело: не погубление свиней, а разрушение величайшего государства и пролитие крови миллионов? Причина этого Божия попущения – грех, овладевший слишком многими людьми, которые вполне сочувствовали революционерам, льстили им, заражались их идеями, насаждали их в подрастающих поколениях, ограждали террористов от справедливых репрессий со стороны власти.
Все это вкупе напоминало законопреступное разведение гадаринскими жителями свиней. И когда немногочисленные русские люди, сохранявшие верность Христовым заповедям, напоминали о грехе, огромная косная масса пособников террора, вновь уподобляясь гадаринцам, затыкала уши и выгоняла из своей среды тех, что были ей не подобны. Видя такое нравственное одичание и умственное отупение целого общества, Господь позволил вполне развиться начинаниям революционеров, а точнее – скрывавшихся в них бесов. Будучи в большинстве своем атеистами, революционеры не верили в существование демонов. Но бесам только это и нужно, потому что им так удобнее скрываться и делать свои черные дела незамеченными.
Россия век назад облилась слезами и кровью, чтобы изжить в себе революционную стихию и обратиться от демонического разрушения к мучительно трудному созиданию. Видя, что революция в России, вопреки планам одержимого легионом бесов Троцкого, забуксовала, выдохлась, враг человеческого рода выпестовал новых революционеров, которых возглавил Гитлер. Он был на гребне новой, обрушившейся на целый мiр, революционной волны. Она сокрушилась о неприступную скалу русского материка, потому что Россия в ходе своих внутренних борений нашла силы выработать против революции мощное противоядие. После этого человечество сравнительно мирно существовало целые десятилетия. Однако бесам, упившимся человеческой кровью, нужны новые революции. Теперь они вооружили своих последователей идеями так называемого Исламского государства, которое глава Чечни вполне справедливо именует Иблисским (или диавольским) государством.
Заметим, что сваливать всю вину на новых клевретов демонов несправедливо. Их, точно свиней, предназначенных в пищу, выпестовали ведущие державы Запада. Лидеры этих держав, должно быть, забыли, насколько опасно заигрывать с бесами. Именно лидеры ведущих западных держав стали покровительствовать революционерам-террористам. Именно они составили общество «Друзей Ливии», а потом – и «Друзей Сирии», оказывая всемерную поддержку местным революционерам. Именно они помогли свергнуть законную власть в Ливии и в Египте. Они не замечали террора, который творили революционные выродки в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
И лишь когда то, что творилось годами в тех землях, а в последнее время и в Донбассе,
случилось в Париже, они заметили террор и все его последствия. Зазвучали громкие заявления. Их не было слышно, когда те же террористы в конце 2012 года накрыли минами школу в Дамаске, в результате чего погибли 29 детей и учитель. Их не было слышно, когда террористами разрушались целые города… Но здесь – Париж, культовый город, колыбель европейского либерализма. Как посмели?! Не в природе бесов соблюдать какие бы то ни было приличия. В их природе – нести людям зло всеми доступными способами. А задача людей – не давать бесам почвы для их вольготного существования.
Эта почва – грех, в особенности вызывающе наглое попрание божественных заповедей. Как плесень появляется в сырых непроветриваемых местах, так бесы становятся хозяевами жизни там, где цветет грех. Как безполезно соскребать плесень, не избавившись прежде от сырости, так безполезно бороться с бесами, если не отнять у них соответствующей почвы.
В большинстве стран Западной Европы легализована содомия. Она представляется там не как болезнь, а как доблесть. Насколько этот грех горше разведения гадаринскими жителями свиней, настолько более горьким призвано быть и врачевание. И волны террора, идущие на целый мiр, несомые бесами, попущены всемилостивым Богом для нашего покаяния.
Когда в средствах массовой информации в погоне за горячими новостями слишком смакуют подробности терактов, это порой вызывает в людях уныние. Оно греховно и ведет к греховному же страху, который, собственно составляет конечную цель террора. Христианину важно не рассматривать подробности, а делать верные выводы. Святые отцы учат нас расценивать всякое бедствие как божественное вразумление, как призыв к исправлению. Вряд ли мы, русские, грешим меньше французов. Скорее, даже больше. Потому что кому больше дано (благодати), с того больше и спросится. И не наше дело судить кого бы то ни было. Наше дело, как простых граждан, - давать отпор террору, не соглашаться с ним, не вступать ни в какие компромиссы ни с новыми революционерами, ни с их пособниками.
Назначение террора всегда – запугать людей, отнять у них волю к сопротивлению. Но мы должны твердо сказать: лучше тысячу раз умереть, чем позволить себе стать игралищем бесов. Они сделают все, чтобы устроить революцию именно в России. Потому что Россия – самый страшный и опасный их враг. Они будут стараться заразить своим отупляющим наваждением как можно больше людей, обольщая самыми заманчивыми идеями. Кто пойдет за бесами, - погибнет, каким бы внешне привлекательным человеком он ни был. Поскольку питательная среда для бесов – грех, более всего им ненавистна святая Православная Церковь. Новые революционеры нападали и впредь будут на нее нападать. Мы должны понимать, что это – в порядке вещей. Равно как и то, что без благодати Божией бесовских наваждений преодолеть невозможно. Поэтому не будем ни унывать, ни устрашаться. Ведь если Бог с нами – то кто против нас?! Наше дело – утверждать правду Божию на земле, молиться за крестоносное русское воинство, что вновь борется с гидрой мiровой революции, на сей раз – на Ближнем Востоке.
Наше дело – борьба против греха, во-первых, в себе самих; во-вторых, в окружающем обществе. Не разводили бы в Гадаринской стране целыми стадами свиней, может быть, не было бы там и бесноватых. Будем деятельно бороться против греха и этой блевотины – революционной пропаганды – меньше будет среди нас террористов-революционеров.
Земная жизнь – не блаженство, а война. Блаженство обещано за дверью гроба победителям в этой войне, низложителям (Божией помощью) бесовских козней. Поэтому: прочь бесовские наваждения! Да воскреснет Бог и расточатся враги Его!
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия