«Возьми Псалтирь», - сказал мне мудрый человек. «Там все есть и все подробно объясняется». Смертный грех – не слушать мудрых людей. Поэтому я взял Псалтирь. С первым псалмом вопросов не было. Не ходи на совет нечестивых, не сиди на седалище (скамье) губителей, и будет тебе хорошо. Блажен будешь. Это свежо и понятно.
Еще понятно, что нужно поучаться в Законе Господа день и ночь. Тогда сердце умудрится, тогда все успеешь (не здесь ли секрет того, что мы ничего не успеваем?), тогда будешь, как дерево при потоках. То есть, лист даром не упадет, и плоды появятся в свое время. В общем, первый псалом меня умиротворил и успокоил. Усладил даже. Но всякому человеку известно, что после первого псалма идет псалом второй. А там все иначе. Там сплошная геополитика.
Сразу все начинается с вопросов о многих народах. Чего они разъярились? «Для чего разъярились язычники, и народы замыслили тщетное?» Ладно бы просто разъярились… Они восстали, да еще на кого? На Господа и на Христа Его – на Мессию, Помазанника.
Единичное противление человека воле Божией происходит ежедневно по многу раз и с множеством людей. Но второй псалом говорит об ином. Здесь речь о коллективном и организованном сопротивлении. В этом процессе есть старшие и младшие, процесс возглавлен царями и князьями. Эти последние «собрались вместе», т.е. учинили некое подобие военно-политического союза (разве есть цари без войска?). При том, что князья и цари с незапамятных времен заключают временные ситуативные союзы, здесь речь об ином. Союз заключен не против других князей и царей (вроде НАТО против стран Варшавского блока). Союз заключен против Господа и против Христа Господня. Безбожный и антихристианский союз видит пророк Давид, и об этом союзе спрашивает: Зачем они собрались? Чего они мятутся?
Дерзну предположить, что мы сегодня в свежих газетах читаем о том, что Давид видел в пророческих видениях. Давид имел очень скромное представление о мире и количестве народов, живущих в нем. Даже если представить тогдашний «всемирный заговор», в нем участвовали бы только Египет, какая нибудь несуществующая ныне Ассирия, Эфиопия и еще кто-то. Но ничего подобного пяти континентам и сотням стран Давид себе не представлял. В этом смысле мы гораздо более масштабно мыслим. И именно в этом увеличенном масштабе мы можем созерцать смятение народов, собравшихся вместе против не кого-нибудь, а против Господа и Христа Его.
Восстать на Господа означает отвергнуть Его заповеди. Для этого прежде их нужно рационально покритиковать и едко высмеять. Этому был посвящен весь восемнадцатый и девятнадцатый век. В двадцатом веке слово взял «товарищ-маузер». В двадцать первом – информационные технологии.
Отвергнув заповеди, нужно провозгласить некую новую мораль, радикально противящуюся воле Божией. Нужно влить в это предприятие немало денег, украденных у тех же людей, против которых ведется духовная необъявленная война. Еще нужна военная сила, чтобы процесс был не подпольный, а государственный, блоковый. Союзы, съезды, коммюнике, штаб-квартиры. Военная сила будет использована против тех, кто не согласен с повесткой дня, однако не так силен, чтоб адекватно защититься. Я уверен, что вы уже ассоциируете сказанное с некоторыми картинками повседневности. Заметьте фон за заднем плане. Фон – война с Господом. Крушим Сирию, мутим на Украине, окружаем Россию базами. Но воюем ни с кем иным, как только с Господом. И Христом Его.
Они ведь не дураки. Должны же понимать, что в долгосрочной перспективе они проиграют. Должны. Но локальные успехи кружат голову. К тому же их много, и, кажется, все в их руках: финансы, информация, стукачи и предатели внедренные повсюду. Отсюда у них кураж. К тому же воюющий с Господом лишается разума…
Итак, враги всего святого дерзки, потому что их много. Деньги, сила и многочисленность кружат им голову. Иго Господне, о котором Христос сказал, что оно легкое и благое, они решили отвергнуть. Вместо этого они неизбежно придумают (уже придумали) новое иго – будь то кредитного рабства, или потребительской лихорадки, или сексуальных экспериментов, или искусственных дефолтов. И уже нам самим – несогласным - нужно будет думать, как отвергнуть это прилипчивое иго, и как порвать эти новые узы. Но что же Господь? Что же Тот, против Которого собрались славные сыны земли? Он смеется.
Когда Бог смеется, это очень страшно. Это совсем не смешно. С яростью Живущий на небесах обратится к собравшимся вместе, словно предварительно связанным в пучки, злодеям и гордецам. И это действительно не локальное событие, а нечто из Апокалипсиса.
Псалом вполне мессианский, то есть такой, который возвещает нечто непреложное о Мессии и даже говорит от лица Его. Христос здесь назван Царем над Сионом. Кто помнит из Откровения Иоанна об Агнце на горе Сион, тот без труда соединит в уме Ветхое и Новое – оба Завета. Мессия называется Сыном Божиим. Ему отдаются во власть все концы земли. Железным жезлом, словно глиняные горшки, Сын Божий будет крушить возгордившихся и ставших нечистыми. И этот образ тоже имеет параллель в Откровении Иоанна.
Вы, безусловно, уже нашли псалом и несколько раз прочли его. Вы также нашли параллельные ссылки на Откровение, в чем я не сомневаюсь. В общем, вы погрузились в Писание, без чего нет жизни и все гниет. А я… я вовсе не пытаюсь дать исчерпывающее толкование удивительного и любимейшего мною псалма под номером «два». Просто, читая этот псалом, поя кусочки из него на воскресной всенощной, я всякий раз понимаю, что он актуален чрезвычайно. Все в Псалтири, конечно, актуально. Но это – в отношении отдельной молящейся души. Во втором же псалме все актуально в отношении мировых процессов, которые запущены без нашего согласия, но в вихрь которых мы втянуты.
Духовная жизнь, как я понял из второго псалма, не запрещает думать о глобальных процессах. Просто духовная жизнь сообщает этим мыслям иной ракурс и особую глубину. На том я и успокоился. К тому же следующий - третий псалом вскоре вернул меня от геополитики и апокалиптики к собственной бедной душе, на которую нападают со всех сторон. «Господи! Что ся умножиша стужающие ми? Мнози восстают на мя…» И прочее. Ну, вы помните. С этих слов начинается шестопсалмие.