На днях принял участие в круглом столе, прошедшем в стенах Российского исламского университета. Посвящен он был сложному вопросу «Диалог о природе пророчества: проблема предопределения и Судного дня». Выступил и я на нем с докладом «Воля Бога и свобода человека: к вопросу о неотвратимости Страшного Суда», чтобы показать учение Православной Церкви по этой богословской проблеме.
Не вдаваясь в детали и подробности, поделюсь общими впечатлениями. Понимание предопределения в православии и исламе отличаются и очень сильно – это надо признать. Более того, понятие судьбы, столь важное для мусульман, Церковью считается ошибочным. Веришь в Судьбу – не веришь в Бога, в Его волю и Его Промысел о мире. Пожалуй, так можно выразить общее православное понимание данного вопроса.
Убить память
А теперь давайте вспомним блокбастеры последнего времени, посвященные концу света или глобальным катастрофам. Все они сняты по единому сценарию – мир погибает (горит или замерзает, тонет или погибает от метеорита), но приходит Герой, который его спасает. И чисто человеческими усилиями мир в очередной раз спасается от гибели. Главная задача этих фильмов, помимо банального зарабатывания денег, это убить в человечестве память смертную. Привить человеку мысль, что конец света, если и наступит, не станет концом человеческой истории.
А теперь посмотрим на это с точки зрения православного христианства. «Все мы умрем» — если эту фразу сказать современному человеку, то он, как минимум, посмотрит на нас с недоумением. А вот верующего человека такая фраза не смутит, потому что он прекрасно знает — нужно всегда помнить о смерти. Это дисциплинирует, не дает бездумно использовать время, заставляет ценить родных и близких, предостерегает от самоубийственных грехов, стимулирует мысли о вечном.
Бонусы жизни
Все мы гости в этом мире и смерть для христианина – это не рубеж, за которым ничего нет, не начало процессов разложения, а встреча с Богом. Не случайно в Откровении святого Иоанна Богослова, описывающего конец света и грядущий Страшный Суд, есть слова, наполненные радостью «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22,20).
В этом заключается коренное отличие между православным и светским взглядом на смерть. К сожалению, фильмы-катастрофы последовательно внушают нам поверить в долговечность земной жизни с её бонусами в виде физических наслаждений и других искусственных радостей. Следовательно нужно отчаянно цепляться за все это.
Почему я об этом вспомнил на круглом столе в Исламском университете? А потому что Господь рано или поздно придет в этот мир. Но уже не как добрый Учитель, а как грозный Судия. Эту мысль, столь страшную для многих, нам необходимо донести этому миру: помни о смерти и в твоей жизни все пазлы встанут на свои места. И для этой миссии нужно использовать любые площадки.