Это уже не первая встреча молодёжи со священником Православной Церкви, настоятелем Богоявленского храма г. Воронежа Евгением Лищенюком
Отец Евгений, прежде всего, старался растолковать, почему сейчас часть общества относится к церкви и священнослужителям достаточно негативно. Он пояснил, что практически во все времена у Православной Церкви были недоброжелатели. Когда-то их деятельность приобретала мощный и открытый характер, к примеру, в годы советской власти.
– Сейчас нет внешней войны против церкви, но есть те выбросы информации и идеи, которые подрывают отношение к церкви. Чтобы подорвать отношение человека к церкви, используют идею , что на самом деле некоторые люди ведут борьбу не против веры, хорошего духовенства, того доброго, что христианство проповедует, а против отдельных негативных проявлений и вопросов устройства церкви как организации.
Чтобы разобраться в негативном и позитивном отношении общества к церкви, священник предложил простой механизм. На одной части доски он написал «Христианство», на другой «РПЦ» и предложил студентам дать свои ассоциации, связанные с этими понятиями. Весь негатив оказался направлен в сторону РПЦ.
Ассоциации студентов журфакаАссоциации студентов филфака– Русская Православная Церковь – это такая богочеловеческая организация. Это собрание людей, которое утверждено для прославления Бога. Но смотрите, какой конфликт возникает в умах у людей! С одной стороны христианство — это что-то доброе, а с другой — мы видим отношение общества к аббревиатуре.
Отец Евгений предложил разобраться в причинах таких ассоциаций и рассказал о том, как деятельность церкви и поступки священников отображаются в СМИ.
Студенты филфакаВ Самарской области есть батюшка, который уже усыновил тридцать детей, а на западной Украине есть священник, у которого 300 детей. Как в нашей стране, так и на Украине религиозные организации не вправе создавать детские дома — а это единственный путь помогать сиротам. Только один из трехсот детей не носит фамилию этого священника. Тот уровень жизни, который он им даёт, гораздо выше того что может дать государство. У него ещё не было ни одного ребёнка, который, выйдя замуж или женившись, не получал бы в подарок квартиру.
– Вы слышали об этом в новостях по телевизору? Сенсация! У священника в семье появился трёхсотый ребёнок! Не слышали. Зато знаете все подробности о недавнем ДТП в Сибири, когда пьяный священник на машине кого-то сбил. Такие новости СМИ публикуют, они имеют рейтинг, а новости о добре непопулярны. Человек напитывается такими новостями и говорит, что в церковь он не пойдёт, что ему не нужен посредник перед Богом, что не дурак относить попам деньги. Начинает тиражироваться идея, что можно быть христианином, но не признавать земной организации в виде РПЦ, что она — исключительно коммерческая структура.
Во время встречи были разобраны указанные студентами негативные явления и их проявления, прозвучали ответы на вопросы.
Дорогие автомобили
— Далеко не у всех священников дорогие машины и далеко не у всех священников есть машины вообще. У студентов их больше, чем у священников. Знаю таких священников из деревень, для которых поездка в Воронеже – это большая финансовая трата. В Воронежской митрополии не более десяти священников, у которых есть дорогие автомобили. Я не одобряю это, мне как раз кажется, что этот такая слабость, проявление человеческого, а не божественного в церкви.
Хорошие машины бывают у настоятелей больших приходов. Каждый приход — это юридическое лицо, которому поступают средства, пожертвования на храм на обеспечение его функционирования. Священник в том числе и на эти средства может купить машину. Есть священники, которые заработали на автомобиль. К примеру, в одном из сёл настоятель храма до рукоположения был юристом.
Бабушки в храмах
Присутствовавшие на встрече девушки пожаловались, что от бабушек в храмах часто можно услышать замечания и увидеть их осуждающий взгляд за не ту одежду и не те действия.
Отец Евгений рассказал об одной такой скандальной бабушке. Она занималась хозяйственными делами в Успенском храме в Воронеже, рядом с которым находится семинария и часть, ссорилась с прихожанами. Возмущённые семинаристы пошли к ректору с жалобой.
– Ректор сказал, что согласен с тем, что кого-то она может отпугнуть, но выгнать её не может, так как храм стоит благодаря её заслугам. В восьмидесятых годах его хотели снести. Приехал экскаватор. Она собрала своих подруг, женщины взялись за руки и сказали, что храм не отдадут. Стояли они несколько дней. Естественно, когда такая бабушка, для которой это место святое, видит девушку в джинсах, у неё это вызывает гнев. Многие бабушки испытали на себе гонения в отношении церкви и делали многое для церкви.
Отчасти, по словам отца Евгения, бабушки — это не только проблема церкви, а просто общечеловеческая проблема, ведь и в семьях со стариками молодёжи сложно жить и договариваться по многим вопросам.
– У нас в храме есть три бабушки, которых мы бережем. Они у нас очень добрые, и иногда хотелось бы, чтобы они были строже. В храме много молодёжи, семей. Бывает, что выходишь с чашей для причастия, а за колонной дети с пистолетами бегают, играют, шумят. Так и хочется, чтобы им кто-то сделал замечание и за ухо поймал.
Денежные отношения в храме
Студенты интересовались, зачем в храмах ведётся торговля, почему за свечи надо платить, а на требы растут цены.
Люди часто предъявляют претензии к торговле в храме со ссылкой на то, что Иисус Христос лично выгнал торговцев из храма. Отец Евгений пояснил, что это была другая торговля. В храм приходили люди и покупали животных, которых приносили в жертву. Животные имеют свойство давать навоз. Так как в храм приходили люди из разных стран, им нужно было обменять деньги для покупки этих животных. Обмен денег шёл шумно в соответствии с базарными традициями того времени.
– Сейчас это другая торговля. Это книги и иконы. Если для меня икона ценность, то меня не устроит распечатка на цветном принтере из Интернета. Мне нужно, чтобы она была в рамке, написана красками. В храме найдутся иконы на любой достаток, и я знаю, что мои деньги пойдут иконописцу и на содержание храма.
Одна из студенток привела пример Греции, где в храмах безплатные свечи. Отец Евгений напомнил, что Церковь в этой стране находится на финансировании государства, нашим приходам эти свечи надо на что-то покупать.
Свеча понимается как жертва Богу от своих трудов. Причём раньше это понималось в прямом смысле. Люди делали свечи дома и приносили их в храм. Но свеча имела и утилитарный характер – это был источник освещения. Сейчас вряд ли кто способен выработать дома электричество и принести его в храм как жертву Богу от своего труда. А вот с вырученных средств за свечи электричество купить можно.
– Дорогие требы меня смущают, поэтому у нас в храме можно бесплатно записочку передать, ничего страшного, батюшка помолиться, но большие храмы просто не справляются с их количеством. Может и по 50 тысяч имён быть, и за каждого надо помолиться, священники только этим и заняты. Если не повышать цену, священники просто не справятся.
Роскошь в храмах
Часто можно услышать претензию, что в храме дорогая утварь и иконостас. Как пояснил отец Евгений, Храм для верующего человека — это святое место, и у людей есть желание, чтобы в нём было всё самое лучшее.
– Церковь – это выражение любви к Богу. Роскошь – это не про воронежские храмы, в столичных действительно может быть дорогая утварь, но её дарят или жертвуют люди, выражая свою любовь к Богу. Иногда говорят: не лучше ли вместо дорогого иконостаса и здания построить детский приют или раздать эти деньги? Со стороны так можно рассуждать, но на самом деле люди, которые жертвуют дорогую икону и утварь, помимо этого делают много других добрых дел.
Церковь – это духовная практика
Как на факультете журналистики, так и на филологическом факультете звучал вопрос о том, зачем нужна церковь и священники в качестве посредника перед Богом.
– Вот вы изучаете теорию журналистики, ваши преподаватели знают всё об этом предмете, – отвечал священник студентам журфака. – Теория нужна, но вы не станете журналистами без практики, без общения с людьми, которые сделали в этой профессии успехи. Так вот, Церковь — это и есть практика, духовная практика, организация практикующих людей.
Отец Евгений пояснил, что личная молитва – это прекрасно, но православие невозможно без принятия таинств Церкви, которых нет вне её стен.
Злые люди шипят: «Обнаглели попы
И жируют на скорби народной..»
Я скажу им в ответ: «Знаю многих таких,
кто встаёт и ложится голодным…»
Знаю многих отцов, кто живёт в нищете
И в избе детей мал мала меньше..
Но готовых отдать свою жизнь на кресте
За всех нас неразумных и грешных.
Злые люди кричат: «Распустились попы,
Барынь-матушек в лексусах возят!»
Я скажу им в ответ: «Знаю многих других,
Своих чад на руках к храму носят..»
В городской суете, в деревенской глуши
Они словно жемчужная россыпь..
Благодатный огонь для заблудшей души,
Все прощенья у Господа просят..
Что мы знаем о них? По наружности суд!
Мы ж не видим их брани духовной..
Пастырь добрый Христов — это каторжный труд,
Плач молитвенный ночью безмолвной..
Быть рабом у Христа есть великая честь!
Но слугой быть даётся не многим..
И я слёзно молю: не судите отцов!
Они наши — нам дадены Богом…
И я слёзно молю: не клеймите отцов!
…они наши… нам посланы Богом…
В.Малышев
Преосвященный Евтихий, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха. 2007 год