ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Мир и Православие | 25-09-2018, 15:32

Источник информации

Правда, что Церковь всегда прогибалась под изменчивый мир? foma.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Миф и его разоблачение






Миф

Христианство постоянно меняло свое учение. В свое время христиане не возражали против рабства, а теперь осуждают его вместе со всем миром. Еще пару столетий назад преследовали иноверцев — а теперь поддерживают религиозную свободу. В Средние века полагали, что земля находится в центре мироздания — теперь не возражают против гелиоцентризма. Где же вечная и неизменная истина, которую проповедует Церковь?
 

Как было на самом деле

Учение Церкви оставалось неизменным все эти века, с I по XXI. Что менялось (и в значительной степени — под влиянием Церкви) — это культура, обычаи, экономика, знания о мире и многое другое.
Послание Церкви, если попытаться выразить его предельно кратко, говорит о том, что Бог, Единый по Существу и Троичный в Лицах, в акте чистой любви и щедрости даровал бытие сотворенному миру — галактикам и травинкам, ангелам и людям. Люди (и часть ангелов) отпали от Бога в грех. Бог ради спасения Своих падших и мятежных творений стал человеком в лице Иисуса Христа. Через Свою жертвенную смерть на Кресте и Воскресение Христос даровал нам прощение грехов и жизнь вечную, которую мы принимаем покаянием и верой.
Церковь не возвещает каких-то естественнонаучных представлений, поэтому христиане во времена Кеплера, Паскаля, Бойля или Ньютона (а все эти великие мужи науки были людьми глубоко верующими) придерживались тех представлений о природном мире, которые были характерны для их эпохи. Со временем, естественно, эти представления менялись. Но они никак не были верой Церкви.
Несколько подробнее надо рассмотреть другой тезис — о том, менялась ли христианская этика. Некоторые смелые реформаторы, которые хотели бы пересмотреть христианские представления о нравственности (особенно в области пола) говорят о том, что это так. Но есть ли какие-либо основания для этого?
Евангелие сравнивает Царство Божие с закваской, которая постепенно меняет все тесто, — в истории мира, и, особенно, христианского мира мы видим сложное переплетение человеческого, Божьего и бесовского. Обычаев, отражающих падшесть этого мира, личного греха тех или иных людей или, напротив, святости подвижников молитвы и милосердия.
Это можно сравнить с опытом обращения отдельного человека: он не выходит из крещальной купели уже зрелым святым. Ему предстоит долгий и трудный путь христианского возрастания, и не во всех его поступках будет отражаться Евангелие или, во всяком случае, его зрелое и правильное понимание. Усвоение евангельской благодати, внутреннее преображение человека — это процесс, на развитии которого сказываются исходные данные человека, решения, которые он принимает, и влияние других людей.
Нечто подобное происходит и в рамках целых культур, где проповедуется Евангелие. Культура, обычаи, законы, привычки людей формируются веками и отражают воздействие разных факторов. Условия жизни людей, их социально-экономический уклад, география, климат, история эпидемий, внешних и гражданских конфликтов, миграций и других событий — все это накладывает свой отпечаток на то, как они живут и каким обычаям следуют.
Евангелие приходит в мир, который глубоко поврежден падением, к грешным людям с греховными обычаями.
Даже в жизни христианизированных народов Церковь была лишь одним из факторов, определяющих жизнь людей. На поведение людей, которые были крещены, которым так или иначе проповедовалось слово Божие, влияли разные причины и более всего — их личная свободная воля. Далеко не все, что они делали — даже под знаменами веры, — отражало ее учение.
Если, скажем, новообращенный викинг Олаф Трюгвассон был человеком воинственным и жестоким, то это потому, что он родился и вырос в культуре, пронизанной насилием, — и совершенно точно не христианство сделало его таким.
Полное единство гражданского и религиозного и восприятие, таким образом, вероотступника как изменника, подлежащего каре, — особенность практически всех дохристианских обществ, унаследованная на каком-то этапе и христианским миром.
Но именно в христианском мире эта особенность начинает преодолеваться.
Верующий человек остается человеком своей эпохи, и в нем отражаются ее характерные достоинства и грехи. Люди, жившие в эпоху крепостного права, воспринимали его как данность; в то же время они просто не смогли бы поверить в само существование общества настолько извращенного, что в нем убийства детей во чреве считаются чем-то легальным и даже оплачиваются за счет налогов.
И люди прошлых веков, и мы с вами очень сильно не дотягиваем до евангельского идеала; мы живем в обществе, где евангельская закваска присутствует, но вместе с ней присутствует и многое другое.
Поэтому, чтобы увидеть христианство в истории, нам стоит взирать на святых, а не на состояние общества в целом. Именно святые, оставаясь людьми своей эпохи и культуры, показывают нам, как евангельская закваска действует в истории.
 

Кому и зачем нужен этот миф

Люди так или иначе придают какой-то смысл истории, они стремятся включить события прошедших веков и современности в какое-то осмысленное великое повествование, которое указывает человечеству направление и смысл, а каждому отдельному человеку — его место в общем процессе. Долгое время это была христианская картина истории: Бог ведет мир от сотворения, через падение и Искупление к завершению истории в Небесном Иерусалиме. Однако постепенно сформировалась и альтернативная картина истории, укорененная в идеях мыслителей XVIII века — эпохи так называемого Просвещения. В этой картине человеческий разум преодолевает оковы религии и традиций и выводит людей к светлому будущему.
Для тех, кто так видит историю, «закваской», меняющей историю, являются автономные по отношению к христианству (или даже враждебные ему) идеи. Для того чтобы помочь им утвердиться, христианство должно быть опровергнуто — и одна из попыток это сделать состоит в том, чтобы не признавать за христианством какое-то постоянное содержание. Мол, эти христиане сами менялись (причем к лучшему) под влиянием «просвещенческой» а не своей, евангельской закваски, и эта закваска, таким образом, их переквасила.
Наиболее влиятельной идеологией такого рода был коммунизм, но и после его краха в нашей стране многие видят мир скорее через «просвещенческие» очки.
На самом деле и само Просвещение было возможно только в христианском мире, и даже в своих антирелигиозных аспектах оно сохраняет глубокую зависимость от евангельской закваски.

ХУДИЕВ Сергей
ХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
 

В сюжете: Сергей Худиев христианство мир

 

Просмотров: 832
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru