Статья раскрывает суть материалистической и христианской вер относительно начала мира. Читатель познакомится с догматом о сотворенности мира Богом и материалистическими гипотезами о безбожном начале мира. После прочтения статьи Вы уже не сможете отмахнуться от вопроса о причине бытия.
В какое начало Вы верите?
Вопрос «Как появился мир?» волнует человека с самой зари цивилизации. Имел ли мир начало или он безначален (существует вечно)? Если мир имел начало, то из чего он появился? И как появилось то «нечто», из чего появился мир? Наконец, случайно ли возник мир или у него есть причина?
Ответы на данные вопросы напрямую связаны как с науками о Вселенной (в первую очередь, с физикой и космологией), так и с религией и богословием. Окончательных ответов на эти вопросы еще не найдено (кроме условного ответа о начале времени, данного теоремой о сингулярности). Но люди, по неизвестной причине, избирают тот или иной ответ, и верят, что он и есть истинна. Например, христиане верят, что мир (включая первичную материю, из которой он сотворен) имел начало, и начало это положено Богом, как причиной мира (так называемый догмат сотворенности мира Богом); материалисты же, соглашаясь с древнегреческим философом Эпикуром, верят, что нечто материальное (иногда называя это «ничем», всегда подразумевая под этим «нечто») существовало вечно, и что наша Вселенная возникла случайно (самопроизвольно/спонтанно/беспричинно) из этого вечно существующего нечто).
Нападки материализма на библейское Откровение о сотворении мира
Между указанными мировоззрениями идет непрерывная борьба, причем материалисты обычно атакуют. В последнее время нападки материализма на Божественное Откровение о сотворении мира усилились: появилось несколько книг, пытающихся подорвать достоверность библейского повествования о происхождении Вселенной, записанного три тысячелетия назад в начальных стихах первой книги Библии – Книги Бытия. Среди таких книг, изданных недавно, выделяются «Высший замысел» – The Grand Design (2010) британского космолога Стивена Хокинга и «Вселенная из ничего» – A Universe from Nothing (2012) американского астрофизика Лоуренса Краусса.
Самой главной целью атак «новых материалистов» – Стивена Хокинга и Лоуренса Краусса – является, как и у древних материалистов, основная истина веры христианской – истина существования Бога, а также неразрывно связанный с ней догмат начальности и сотворенности мира Богом из ничего, скрытый в начальном стихе Библии: «В начале сотворил Бог [из ничего] небо и землю». В частности, вся книга доктора Краусса нацелена на опровержение догмата сотворенности мира Богом. Атеисты-материалисты усиленно атакуют именно этот догмат, потому что он неразрывно связан с истиной бытия Божия: разрушив его, атеисты надеются опровергнуть существование Бога. Суть же атак сводится к подмене христианской веры в Сотворение мира Богом материалистической верой в случайное (беспричинное) возникновение мира из вечно существующей материи (иногда называя это «ничем», за которым у материалистов на самом деле скрывается вечно существующее «нечто»). Причем «за кадром» остается важный факт – Хокинг и Краусс, а также другие ученые атеисты, ссылаясь на науку, необоснованно утверждают, что «наука доказала, что Бога нет», по существу основывая это утверждение на гипотезах, выходящих за естественные пределы науки.
Немного о материи
При обсуждении начала мира (Вселенной) необходимо определиться с понятием материи. Термином материя (от лат. materia, «вещество») обозначаются все физические объекты во Вселенной, в противоположность нефизическим (духовным). Материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Хотя и не все материальные объекты видны невооруженным глазом (например, атомы).
Всю материю во Вселенной физики делят на следующие основные виды: вещество, поля, физический вакуум и объекты неясной физической природы (темная энергия и темная материя). Вещество, в основном, состоит из следующих «кирпичиков»: электронов (элементарная частица материи), протонов и нейтронов. В начале существования Вселенной электроны, протоны и нейтроны были свободными, но в настоящее время они существуют связанными вместе в частицах под названием «атомы». Именно в терминах атомов оперирует современная химия. Поля (классические) включают в себя электромагнитное и гравитационное поле. Физический же вакуум не является простой пустотой, как можно подумать из его названия, но содержит в себе некоторый запас энергии. Она представляет собой субстанцию, лишенную реальных частиц вещества, а также электромагнитных и других классических полей, и является самой фундаментальной формой материи, похожей на невещественную праматерию древних философских учений.
Материализм как отрицание нематериальной реальности
Материализм по своей сути представляет собой философское мнение (веру), тесно связанное с наукой. Однако его не следует отождествлять с наукой. Основной принцип материализма состоит в том, что не существует ничего, кроме материи (ни Бога, ни духовного мира ангелов («небес»), ни души человеческой), и что все в мире должно являться результатом законов физики и случая. По иронии судьбы, именно последние открытия в области физики и космологии (включая теорему о сингулярности Борде-Гута-Виленкина) подорвали этот принцип. Теорема о сингулярности математически точно доказывает существование начала времени («до» которого времени не было вообще), по существу, подтверждая одну из основных истин христианства – истину начальности мира. Это и другие научные открытия дали повод усомниться в том, что материя есть единственная реальность.
Происхождение мира по античному материализму: вместо Бога – случай
Исследуем древнегреческие корни материализма. Древние греки пытались найти в окружающем их тварном мире как первичную реальность, так и Божество. Полностью это преклонение перед материей (Природой) сформировалось в античном материализме, который совершенно отбросил идею духовного начала.
По преданию, отцом античного материализма считается грек Левкипп. Но по причине недостатка достоверных сведений о нем, учение материализма связывают с учеником Левкиппа – Демокритом (460-370 гг. до н.э.). Он во всем пытался найти чисто естественные причины явлений, что отразилось и на его учении об основах мироздания. Демокрит придерживался принципа сохранения бытия («ничто не возникает из ничего»), сформулированного греком Мелиссом Самосским еще в 5-ом веке до н.э. По Демокриту, мир представлял собою пустоту, в которой бесцельно носятся мириады атомов; смешиваясь, они совершенно случайно образуют тела (именно эта идея станет отправной точкой космогонии Эпикура).
Демокрит считал, что случай – владыка и царь Вселенной, а Судьба (Рок) – «Сила, созидающая мир». Основатель материализма верил не только в судьбу, но и в богов, которым молился, а также признавал магию и чародейство. Итак, античный материализм в своей основе представлял древнеязыческую веру в Судьбу.
Продолжателем античного материализма стал грек Эпикур (341 – 271 гг. до н.э.), познакомившийся с учением Демокрита в ранней юности. Понять учение Эпикура можно, лишь приняв во внимание чувство страха, владевшее философом в ранние годы его жизни: страха смерти и страха перед неведомым. Освобождение от своих страхов Эпикур, как ему казалось, обрел в учении Демокрита. Членом школы атомисгов-материалистов он не стал (скорее всего, из-за ее учителя – по его словам, это был «скверный человек и занимался такими вещами, посредством которых нельзя достичь мудрости»), но метафизику материализма усвоил: будучи атомистом, он не признавал ничего чисто духовного (следуя Демокриту, Эпикур даже природу богов считал материальной). Эпикур не верил ни в осмысленность мира, ни в конечную Правду.
Согласно эпикурейской физике (берущей свое начало в физике Демокрита), множество миров во Вселенной вечно рождается (из скопления атомов) и распадается, причем этот процесс осуществляется спонтанно (сам собою) и без вмешательства каких-либо высших сил (Бога):
«Какова Вселенная теперь, такова она была вечно и вечно будет… ибо [кроме Вселенной] нет ничего, во что она изменится [подразумевая, что кроме материальных объектов, ничего – ни души, ни духовного мира, ни Бога-Духа – не существует]».
Эпикур также выдвинул материалистический принцип самоорганизации материи:
«Возникновение [мира] совершается тогда, когда необходимые для этого семена истекают из какого-либо мира, или междумирия, или нескольких миров».
Эти идеи Эпикура (о вечном существовании материи, а также спонтанном рождении множества миров и их самоорганизации) и послужили отправной точкой для гипотез возникновения мира без действия Бога, выдвинутых современными материалистами (в том числе — Стивеном Хокингом и Лоуренсом Крауссом).
Происхождение мира по Платону: creatio ex material
В отличие от Демокрита и Эпикура, древнегреческий философ Платон верил в существование нематериального Бога, во многих смыслах подобного Богу Яхве. Более того, объяснение происхождения мира Платоном (в космогоническом трактате Тимей, ок. 360 г. до н.э.) может рассматриваться как раскрытие смысла Бытия 1:2 («И земля была безвидна и пуста…»). Центральная метафизическая тема платонизма – учение об идеях (формах) и о Боге как источнике этих идей. Однако, хотя Бог признается причиной всех существующих вещей, в платонизме, в отличие от христианского догмата сотворенности материи Богом из ничего, принята идея предвечного существования (нетварности) материи, а Бог рассматривается не как Творец, но как Ремесленник (Строитель), не творящий материю, а только образующий из вечно существующей материи все объекты во Вселенной. Действительно, Платон не объясняет происхождение первичной материи (хаоса), но принимает ее предвечное существование как аксиому.
В «Тимее» Платон объясняет происхождение Космоса (само это слово происходит от древнегреческого «красота, порядок») как дело Бога-Строителя, Который привел все из «беспорядка» в «порядок»:
«Пожелав, чтобы все было хорошо, [...], Демиург (Строитель) позаботился обо всех видимых вещах, которые были [...] в беспорядочном движении: он привел их из беспорядка в порядок».
Когда Платон говорит о «вещах в беспорядочном движении», он подразумевает элементы мира (земля, вода, воздух и огонь), которые все вместе взятые означают первичную материю (первоосновы), из которой все в мире было образовано Богом-Демиургом:
«Элементы существовали изолировано в пространстве еще до того, как пришло время для построения из них Вселенной. Тогда они еще не обладали ни умом, ни мерой; огонь и вода, земля и воздух [...] были в таком состоянии, в котором находится все, чего не коснулся Демиург (Строитель). Поэтому Демиург начал строить Космос с приведения этих четырех видов [элементов] в порядок с помощью форм и чисел».
Таким образом, элементы (первичная материя) не имели формы. Беспорядочная материя (хаос) была истолкована Платоном как «первичная материя», но не в смысле «вещества», а как «неовеществленная материя», в которой вещество существовало только в возможности, а не в действительности. Платон назвал эту неовеществленную материю греческим термином ?? ?? (ме он), что буквально означает «не сущее», «небытие», а точнее одну только возможность бытия (возможность превращаться во что-либо), т.е. отсутствие каких-либо свойств, невещественность.
Итак, по Платону, материя и Бог-Демиург совечны, т.е. Бог не является Творцом, Он не творит материю, а просто преобразует ее как ремесленник изготавливает вещи из некоторого имеющегося в наличии материала. Вселенная образована Богом-Демиургом путем преобразования вечной, невидимой и невещественной материи (элементов хаоса) в видимые вещественные объекты Вселенной с помощью форм и чисел. Как видим, по сравнению с чисто материалистической верой Эпикура в беспричинное возникновение мира, космология Платона представляет собой шаг вперед, предлагая причину этого возникновения.
Истина «сотворения из ничего» и ее догматизация христианскими апологетами
Давайте проследим становление христианского догмата сотворенности мира Богом из ничего (creatio ex nihilo). Необходимо заметить, что это становление происходило почти исключительно в борьбе с Платоновским учением о создании мира из предвечной материи, а не с учением Эпикура о самопроизвольном зарождении мира (последнее учение вообще отвергало существование нематериального Бога и потому всерьез не рассматривалось).
Creatio ex nihilo как раскрытая ветхозаветная истина «творения из ничего»
Ветхозаветная истина «сотворения из ничего» (creatio ex nihilo, по латыни) лежит в основе одного из фундаментальнейших догматов христианства – creatio ex nihilo (сотворенность мира Богом из ничего). Истина «сотворения из ничего» была зашифрована в Книге Бытия посредством слова Бара уже в XV-XIV веках до нашей эры, и впервые была явно «проговорена”» во 2-ой Книге Маккавейской (2-ой век до н.э. – 1 век н.э.), в которой говорится, что мир возник из «абсолютного небытия» – ??? ????? (ук онтон):
«Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил [epoiesen] Бог из ничего [несуществующего, ??? ?????] и что так произошел и род человеческий» (2 Maкк. 7:28)
Одним из первых личных заявлений в поддержку истины «сотворения из ничего» (в том смысле, что материя не вечна, но сотворена Богом) было сделано раввином 1-го века н.э. Гамалиилом Старшим (учителем апостола Павла). Когда некий философ предположил, что Бог был великим художником, потому что у него уже имелись хорошие материалы (например, воды, упоминаемые в Быт 1:2), Гамалиил ответил ему: «О всех них [этих материалах] подробно сказано, что они созданы Им Самим».
Христианская же Церковь раскрыла эту истину и возвела ее в степень непререкаемой, т.е. догматизировала ее. Действительно, с самого начала христианства православные христиане придерживались той истины, что Бог является Творцом «неба и земли», сотворившего их из ничего.
Противостояние христианства философским системам античности
Для христианских богословов 1-го века н.э. утверждение, что Бог сотворил всю Вселенную, включая первоначальную материю, имело статус аксиомы. Во всех символах древнейших церквей имелся член, свидетельствующий о вере в Бога как Творца всего мира. Например, в символах Иерусалимском и Кипрском эта вера выражается следующими после «веруем» или «верую во единого Бога Отца» словами: «Вседержителя, Творца всего видимаго же и невидимаго».
Потребовалась продолжительная борьба с нехристианскими учениями (в основном, с последователями Платона) и христианскими еретиками (например, маркионитами и другими гностиками), прежде чем к 180-му году н.э. христианские богословы сформулировали догмат creatio ex nihilo в его классическом виде. Действительно, ветхозаветная истина «сотворения из ничего» была чужда всем философским школам и космогоническим системам греко-римского мира, включая учение Платона о вечном сосуществовании материи и Бога, эпикурейское учение о вечном и самопроизвольном зарождении миров и пантеистическое учение о мире как части Бога. Основная борьба проходила с Платоновской моделью миро-образования из предвечной материи. Как показано ниже, в своих апологетических работах против платоников и еретиков, древние (1–2 века н.э.) христианские богословы утверждали следующие шесть постулатов:
мир онтологически зависит от Бога (т.е. существование мира обусловлено Богом как его причиной)
Бог и материя онтологически различны (различны по своей основе существования): Бог не рожден (agennetos) и не сотворен (agenetos), а материя сотворена; причем материя не имеет в себе ничего от сущности Бога;
материя сотворена Самим Богом, а не кем-либо другим (посредством второй Ипостаси Троицы – Слова – Сына Божия), по одной только всемогущей Его воле;
Бог не имел и не имеет нужды в сотворенном мире;
первичная бесформенная материя сотворена Богом из ничего (ex nihilo); или, что то же самое, из абсолютного небытия (?? ??? ?????);
сотворенная Богом материя преобразована Богом во все, что существует во Вселенной;
Ниже изложены основные вехи истории догматизации истины «творения из ничего» христианскими апологетами.
Зачатки раскрытия истины «творения из ничего» в Новом Завете
Первые попытки явно сформулировать ветхозаветную истину «творения из ничего», скрытую в слове Бара Книги Бытия, появляются уже в Новом Завете (например, в Посланиях Апостола Павла). Такая цитата, как Рим. 4:17 (где упоминается Бог, «призывающий в бытие несуществующее»), служит доказательством того, что древнехристианские богословы с самого начала отрицали учение Платона о вечном сосуществовании материи и Бога. Однако в Новом Завете истина “творения из ничего” раскрыта еще не полностью.
Пастырь Ермы: Бог творит бытие из небытия
Первым христианским произведением, в котором явно начинает раскрываться истина «творения из ничего», является Пастырь Ермы (конец 1-го – начало 2-го века н.э.), где мы находим следующие утверждения, уходящие корнями в Ветхий Завет, а именно, в 2 Макк. 7:28, где говорится о приведении Богом мира из небытия (?? ??? ?????) в бытие:
«Прежде всего веруй, что един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего [небытия, ?? ??? ?? ????s] в бытие (ex nihilo omnia fecit)».
Аристид Афинский: Бог не просто Ремесленник, но Творец
Дальнейшее свое раскрытие истина «творения из ничего» получает в Апологии (ок. 125-го г. н.э.) христианского апологета Аристида Афинского:
«Элементы [первичная материя] были приведены из небытия по повелению Бога истинного».
Этими словами Аристид утверждает, что Бог не просто платоновский Демиург-Ремесленник (который способен создавать вещи только из готового вещества), но Творец, ибо Он Сам творит первичную материю. Тем самым он открыто выступает против доминирующей в то время Платоновской идеи о Боге как простом Ремесленнике.
Иустин Философ: Бог как безначальный и всемогущий Творец
Раскрытие истины «творения из ничего» продолжается в середине 2-го века св. Иустином Философом. Подобно Аристиду Афинскому, он отрицает Платоновскую идею о Боге как простом Ремесленнике, образующем вещи из совечной Ему материи, и защищает идею Бога как несотворенного Творца всего сущего (тогда как все остальное сотворено Им), который не нуждается ни в чем для творения и производит творимое собственной силой:
«Только Бог не сотворен [agennetos] и не подвержен разрушению [aphthartos]…» (здесь Иустин, возможно первым среди апологетов, раскрывает истину безначальности Бога)
Иустин также отрицает древнеэпикурейское мнение о самопроизвольном (беспричинном) возникновении мира и пантеистическое учение о мире как эманации Бога.
Татиан Ассирийский, Феофил Антиохийский и Ириней Лионский: материя сотворена
Догмат creatio ex nihilo в православной (очищенной от гностических мнений) христианской традиции принимает свою окончательную формулировку около 170-180-х гг. н.э. в трудах Татиана Ассирийского, свт. Феофила Антиохийского и свт. Иринея Лионского. Космогония Татиана восходит к идее безначальности Бога (абсолютной Его независимости ни от чего), высказанной его учителем, св. Иустином Философом. Отрицая Платоновскую модель миро-образования из материи, и идя дальше, чем Иустин, Татиан становится первым (170-е гг. н.э.) христианским богословом, явно выразившим ту ветхозаветную истину, что первоначальная материя (древние греки именовали ее «хилее») имела начало, и что она была сотворена (Татиан использует термин «выброшена») Богом, а не каким-то другим существом:
«Ибо материя [хиле], в отличие от Бога, не безначальна, и, не являясь безначальной, не равна по силе [власти] своей Богу. Она порождена [??????????? (прбаллетай), «выброшена»], а не произведена никаким существом; но приведена в бытие одним только Создателем всего сущего».
В силу наплыва во второй половине 2-го века еретических мнений против истины о сотворении материи Богом потребовалось уделить особое внимание ее защите. Это сделал выдающийся христианский апологет конца 2-го века н.э. — свт. Феофил Антиохийский. Следуя Татиану, он безоговорочно отвергает идею безначальности (несотворенности) материи:
«Более того, если материя не сотворена, [как] и Бог не сотворен, то Бог более не является Творцом всего сущего».
Используя фундамент, заложенный предшественниками, свт. Феофил доказывает внутреннюю противоречивость Платоновской модели миро-образования, говоря, что всемогущество Божие (как Творца всего сущего) обнаруживается в творении из ничего [абсолютного небытия, ??? ?????]:
«Если бы материя была не сотворена, она также была бы неизменна и равна Богу, ибо то, что сотворено, изменяемо, а то, что не сотворено, неизменяемо. [...] Что великого, если бы Бог сотворил мир из существующей материи? […] Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он из [абсолютного] небытия [?? ??? ?????] создает, что хочет, [...] творит и сотворил сущее…».
Общепризнанно, что около 180-х гг. н.э. свт. Ириней Лионский ставит последний штрих в догматизации ветхозаветной истины «творения из ничего». Принимая за утвержденную истину безначальность, вечность, всемогущество, вседовольность (самодостаточность) Бога и Его безусловную необходимость для возникновения всего существующего, свт. Ириней завершает раскрытие истины сотворенности не существовавшей прежде материи (в противоположность идее вечного ее существования) и ее (материи) полного отличия от Бога:
«Ибо Он [Бог] Сам нетварен, без начала и без конца, и вседоволен. Он Сам [Себе] достаточен для существования; но то, что было создано Им, получило начало… Он Сам призвал к бытию материю Своего создания, которая прежде не существовала».
Здесь свт. Ириней особо подчеркивает идею того, что воля Божия (а не какие-либо служебные твари) является единственным основанием для творения («Он Сам призвал к бытию материю…»).
Таким образом, в трудах Иринея Лионского и Феофила Антиохийского догмат creatio ex nihilo получает свою окончательную формулировку:
Бог сотворил материю не из какой-либо прежде существовавшей уже субстанции или из Своего собственного существа, а из ничего (абсолютного небытия), единственно через акт Своей всемогущей воли. Затем Бог создал из этой материи мир. Сам Бог при этом ничего не потерял (и не приобрел) из самого Своего существа.
С конца 2-го века нашей эры этот догмат становится одной из основополагающих истин христианской Церкви. Действительно, для Ипполита, Тертуллиана, Оригена и Афанасия Великого (3–4 века) начальность и сотворенность материи из ничего является уже утвержденной и непререкаемой истиной. Например, в начале 3-го века Тертуллиан в своем труде «О принципах» дает краткую но емкую формулировку догмата creatio ex nihilo:
«… universadenihiloproduxeritperVerbumsuum.» («[Веровать во Единого Бога,] все произведшего из ничего через Свое Слово»).
А вот как формулируется догмат creatio ex nihilo в учебнике 19-го века по православному догматическому богословию:
«… как учит и самое Откровение, мир сотворен всемогущим и премудрым Богом, и сотворен как по своей форме, так и по материи. Не из чего-либо вовне готового [не из прежде существовавшей уже материи] или из Своего собственного существа создал его Бог, а создал единственно чрез акт Своей всемогущей воли, приведши в бытие Свои о нем мысли и Сам ничего не потерял от этого, наподобие того, как и человек-художник, производя свое творение на свет, только свои мысли осуществляет при этом силою воли, но ничего не утрачивает из самого своего существа».
Отношение догмата creatio ex nihilo к догмату бытия Божия
Догмат creatio ex nihilo (истина сотворения мира Богом из абсолютного ничто), будучи фундаментальным догматом веры христианской, сам зиждется на ее самой главной истине – истине существования единого, безначального, единовластного и всемогущего Бога. Действительно, вечное существование материи входило бы в противоречие с истиной существования Бога, ибо Бог не был бы тогда единовластным и всемогущим (Бог не имел бы власти над безначальной материей).
Возрождение материалистической веры Стивеном Хокингом и Лоуренсом Крауссом
Ознакомившись как с материалистической верой в самозарождение Вселенной, так и с христианской верой в Божественное сотворение мира, давайте рассмотрим недавние попытки возродить материалистическую веру американским физиком Лоуренс Крауссом и британским космологом Стивеном Хокингом, параллельно с этим нападающими на истины христианской веры. В своей книге «Вселенная из ничего» (A Universe from Nothing) Краусс необоснованно отрицает Сотворение мира Богом, и даже само Его бытие:
«… это еще более предполагает, что в Боге нет необходимости, или в лучшем случае, он лишний».
Рассмотрев доводы Лоуренса Краусса, мы увидим несостоятельность его мнения о существовании Бога.
Лоуренс Краусс открыто объявляет существование Бога как Причины мира основной проблемой (для атеистов):
«Центральная проблема с понятием [Божественного] творения состоит в том, что оно, как кажется, требует существования нечто [т.е. Бога], находящегося за пределами самой системы [Вселенной], для того, чтобы создать условия, необходимые для прихода системы в бытие».
Для опровержения истинности бытия Божия Краусс проводит известный еще древним материалистам-атеистам маневр: он нападает на догмат сотворенности мира Богом. Это нападение заключается в подмене Божественного акта Сотворения мира Богом-Творцом двумя вариантами материалистического возникновения Вселенной.
В первом варианте доктор Краусс пытается подменить свободную волю Бога-Творца случаем («спонтанным появлением»), а истину Божественного Сотворения мира – гипотезой спонтанного рождения Вселенной из квантового ничто:
«Можно представить одну особенную вселенную, которая может спонтанно появиться и [при этом] не исчезнуть почти мгновенно. […] вселенная могла, и, возможно, появилась из более глубокого ничто – включая отсутствие самого пространства».
При этом он сам, того не желая, частично подтверждает христианский догмат о сотворенности мира Богом из ничего.
Во втором варианте Лоуренс Краусс пытается подменить Бога-Творца умозрительным множеством параллельно (и вечно) существующих вселенных (мультивселенной), одна из которых и есть наша Вселенная:
«Наше современное понимание вселенной дает другое возможное и, я [Л. Краусс] бы добавил, более физическое, решение этой проблемы [Божественного Сотворения]… Я имею в виду мультивселенную».
В связи с этим хотелось бы привести авторитетное мнение космолога Александра Виленкина о недоказуемости веры в мультивселенную:
«Доказательство [существования] мультивселенной, конечно, косвенно, каким оно всегда и останется».
В бестселлере 2010 года «Высший замысел» (The Grand Design) Стивен Хокинг делает ход, аналогичный ходу Краусса, пытаясь подменить Бога-Творца неподтверждаемой материалистической гипотезой – на этот раз теорией многомерных суперструн (так называемой М-теорией):
«М-теория предсказывает существование огромного множества вселенных, созданных буквально из ничего. Их сотворение не требовало вмешательства какого-либо сверхъестественного существа или Бога. Наоборот, это множество вселенных возникает естественно из физических законов. Спонтанное сотворение [Вселенной] является доводом, что нечто лучше, чем ничего, почему Вселенная существует, почему мы существуем».
Основным доводом против рассуждений Хокинга является то, что сами по себе теории и законы не могут не только сотворить что-либо, они даже не могут стать причиной чего-либо. Думать, что законы могут произвести что-то сами по себе равносильно предположению, что суммирование само по себе (как математическая операция) приведет к появлению денег на Вашем банковском счету.
По сути, приведенные здесь мнения Краусса и Хокинга являются подменой христианской веры в Сотворение мира Богом древней материалистической верой в случайное (беспричинное) возникновение мира (из ничего, за чем на самом деле скрывается вечно существующее «нечто») (верой, берущей свое начало от древнегреческих философов, в первую очередь, Эпикура). В попытке отвести людей от веры в Божественное сотворение Вселенной, атеистически настроенные ученые приписывают творческие способности либо самой материи, либо законам, по которым эта материя существует, либо (от полной безысходности) – теориям, описывающим эти законы.
Эта древняя вера в вечную или случайно возникающую из ничего материю так и остается верой (не смотря на попытки связать ее с научными теориями), поскольку не является научно доказанной. Более того эта вера в принципе не может быть научно доказана, поскольку момент начала Вселенной лежит за естественными пределами физики и, вообще, за пределами нашего познания (естественная наука может изучать только существующую реальность). Чтобы увидеть нелепость этой материалистической веры по сравнению с христианской верой в Божественное Сотворение.
Итак, читатель видит, что обе материалистических гипотезы – спонтанного (беспричинного) появления Вселенной из ничего и вечного существования множества Вселенных – не являются ни новыми, ни научно доказанными. Лоуренс Краусс и Стивен Хокинг попросту хотят возродить материалистическую веру (заметьте, не научную теорию, но веру) древнегреческих философов Демокрита и Эпикура. Но эта вера как была верой, так ею и останется, не смотря на все потуги атеистов от науки. Хотелось бы, чтобы читатель помнил об этом в очередной беседе со знакомым «ученым» атеистом, старающимся преподнести мнение (и материалистическую веру) Стивена Хокинга как последнее слово науки.
Алексей Клецов
pravmir.ru