Митрополит Антоний (Паканич) о предательстве, трусости и главной черте нынешнего времени.
– Владыко, многих верующих интересует вопрос: «Что будет, если продолжится признание раскольнической ПЦУ другими церквями, что последует за усугублением раскола?»
– Церковь в своей истории неоднократно переживала подобные потрясения. Ее пытались уничтожить, разорвать, загнать в катакомбы, но ничего не вышло. Временные трудности укрепляли истинных верующих, Церковь выживала в любых условиях.
Нынешние события не сравнить с гонениями советской эпохи или мученичеством первых христиан, когда вопрос верности Христу и Церкви был вопросом жизни или смерти.
Сегодня нас пытаются запугать, и жаль, что такие примитивные методы давления возымели свои действия на некоторых представителей Поместных Церквей.
– Предательство Предстоятелей Элладской и Александрийской Церкви было неожиданностью?
– Я бы не сказал, что для нас это явилось абсолютной неожиданностью. Мы знали, что с Поместными Церквями (особенно с греческими) ведется работа, идет поиск слабых мест, т.е. на них оказывается давление. К сожалению, некоторые не устояли… Что здесь можно сказать?
У Константина Симонова, писателя, журналиста, фронтовика, есть роман «Живые и мертвые», в котором описывалось поведение людей в первые дни Великой Отечественной войны: от растерянности и страха до безусловной веры в победу.
На войне открылись настоящие лица людей: те, кто до войны кричал, что шапками врагов закидаем, – первыми побежали, испугавшись превосходящих сил противника, струсив при первой же опасности, они сдавали позиции, позволяя врагу продвигаться все дальше; но были и те, кто молча, стиснув зубы, держали бой, понимая, что уступать врагу нельзя, несмотря на неравные силы, сдерживали натиск противника ценою жизни. И победили.
«Без веры, без чести, без совести», – говорил Симонов о трусах и предателях, о тех, кто сеял панику и упаднические настроения среди бойцов. Эти слова актуальны и сегодня по отношению к тем, кто смалодушничал, засомневался в конечной Победе.
Живые и мертвые – это мы с вами. Можно много говорить о своей вере, но по факту оказаться живым мертвецом, трусом, а можно молча делать свое дело, без пафосных громогласных слов, мужественно сохраняя верность Христу.
Предательство всегда неприятно, но это не повод отчаиваться. Маски сорваны, все показали свои истинные лица. И в этом есть определенный плюс для Церкви.
Главная положительная черта нынешнего времени – осознанный выбор каждого верующего, осознанная вера. А это дорогого стоит.
Уверен, до раскола многие жили неосознанно: по привычке ходили в храм, по привычке читали Символ веры на службе, по привычке прочитывали молитвы утром и вечером дома, по привычке жили.
Раскол стал водоразделом между нашей жизнью до раскола и после.
Верующие стали искренне интересоваться своей верой, историей своей Церкви. Это уже очень много!
И как истинные верующие, мы пронесем верность Христу, Его Церкви, заповедям через все трудности и невзгоды. Это наша святая обязанность.
Надеюсь, многие из оступившихся одумаются рано или поздно, но в любом случае это на их совести. Наше дело – служить Христу и Церкви без оглядки.
Беседовала Наталья Горошкова