Время с точки зрения науки
Поднятая автором тема чрезвычайно сложна, и публикуемая статья не столько дает ответ на вопрос о том, что же такое время, сколько очерчивает круг связанных с этим вопросом проблем и приглашает читателей к размышлениям и дискуссии.
« – Если вам нечего делать, – сказала Алиса с досадой, – придумали бы что-нибудь получше загадок без ответа. А так только попусту теряете время!
– Если бы ты знала Время так же хорошо, как я, – сказал Шляпник, – ты бы этого не сказала. Его не потеряешь! Не на такого напали!
– Не понимаю, – сказала Алиса.
– Еще бы! – презрительно встряхнул головой Шляпник. – Ты с ним небось никогда и не разговаривала!
– Может, и не разговаривала, – осторожно отвечала Алиса. – Зато не раз думала о том, как бы убить время!
– А-а! тогда все понятно, – сказал Шляпник. – Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь. Допустим, сейчас девять часов утра – пора идти на занятия. А ты шепнула ему словечко и – р-раз! – стрелка побежала вперед! Половина второго – обед!
– Конечно, это было бы прекрасно, – задумчиво сказала Алиса, – но ведь я не успею проголодаться.
– Сначала, может быть, и нет, – ответил Шляпник. – Но ведь ты можешь сколько хочешь держать стрелки на половине второго».
Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»
Льюис Кэрролл метафорически, конечно, представляет время живым существом: с ним можно разговаривать, его можно убедить, чтобы оно поспешило, замедлилось или даже остановилось. С точки зрения христианства, Живая Личность – это Бог. Он сотворил время, придав ему в Своей мудрости весьма причудливые свойства, некоторые из коих наука только начинает открывать, не будучи, однако, в состоянии осмыслить рационально саму природу времени.
Существуют два рода взглядов на время:
Сторонники первого из них считают, что оно не относится к какому-то реально существующему измерению, а представляет собой лишь интеллектуальную концепцию, которая позволяет людям прослеживать, сравнивать и упорядочивать события. Такую точку зрения высказывали философы-идеалисты (Августин, Кант, Мах), а в науке – Готтфрид Лейбниц, утверждавший, что физический мир, пространство и время являются субъективными восприятиями и несовершенным чувственным выражением истинного мира неделимых первоэлементов – монад.
Согласно другой точке зрения, наиболее четко выраженной Ньютоном, пространство и время абсолютны, это объективные самостоятельные сущности, которые полностью независимы как друг от друга, так и от материи, расположенной и развивающейся в них. Пространство плоско (Евклидово), имеет 3 измерения, бесконечно, неподвижно и везде одинаково – гомогенно и изотропно. Оно существует даже тогда, когда в нем нет никаких физических объектов. По сути, оно представляет собой только пустое вместилище, где совершается движение тел (и изменение полей), от которых его свойства не меняются. Время бесконечно, течет равномерно и однонаправленно – от прошлого к настоящему и будущему – даже в отсутствие какой-либо материи. Во всей безбрежной Вселенной оно является одним и тем же. Оно гомогенно, идет постоянным ходом во всех точках мира и не зависит от каких бы то ни было физических процессов.
1. Время в теории относительности
При разработке своей теории относительности Эйнштейн пришел к выводу, что материя, пространство и время не могут существовать самостоятельно (абсолютно), а являются всего лишь относительными аспектами единого целого. В этом смысле можно сказать, что если бы не было материи, то не существовали бы и пространство и время.
2. Путешествие во времени
Время в классической физике Ньютона является как бы стрелой, несущейся равномерно и однонаправленно от прошедшего к настоящему и будущему. В теории Эйнштейна время превращается в реку, которая ускоряет или замедляет свой ход, огибая свои излучины в искривленном пространстве Вселенной. Великий ученый, однако, беспокоился, что в ней могут скрываться тайные водовороты и разветвления, которые могут нарушить ее однонаправленное течение. Его кошмар оправдался, когда в 1937-м году Виллем Якоб ван Стокум нашел решение уравнений Общей теории относительности, которое позволяет возврат в прошлое. Позже такие ученые, как Курт Гедель, Кип Торн, Джон Ричард Готт и другие продолжили развивать идею путешествия во времени. Но их проекты все еще неосуществимы – для их реализации необходимы огромные количества отрицательной материи и энергии, «космические струны» с колоссальной массой и скоростью, близкой к скорости света, и т.д.
Коротко перечислим несколько парадоксов, до которых можно дойти, если отправиться в прошлое и нарушить причинно-следственную связь в хронологии:
а) «Убийство дедушки». Вы возвращаетесь на 40–50 лет назад и случайно наезжаете машиной на мальчика, который должен стать вашим дедом. Из-за его смерти рождение одного из ваших родителей становится невозможным, а ваше существование – абсурдным.
б) «Знание из будущего» (информационный парадокс). Оксфордский философ Майкл Даммит предлагает историю бездарного художника, который видит свои еще не написанные картины в альбоме, принесенном ценителем искусства из будущего. Художнику удается украсть альбом с репродукциями и просто скопировать их, создавая, таким образом, шедевры для будущих поколений. Получается, что в данном случае информация о картинах не имеет происхождения.
в) «Парадокс обманщика». Вы изобретаете машину времени, которая уносит вас в будущее. Там вы узнаете, что женаты на женщине по имени Кристина. Но вы уже знаете, что именно ожидает вас в этом случае, и, вернувшись, решаете жениться на другой. Так вы «обманываете» нежелательное будущее, которое уже не имеет шансов осуществиться.
Стивен Хокинг высказал гипотезу о «защищенности хронологии», согласно которой прогулка во времени невозможна.
3. Другие странности времени
Из-за ограниченной скорости света одно и то же событие для одного наблюдателя может быть в прошлом, для другого – в настоящем, а для третьего – даже в будущем. Предположим, что мы живем в 2175-м году и что наша цивилизация сумела колонизовать планету Марс и крупнейший спутник Юпитера – Ганимед. На Земле играется интересный футбольный матч, который через спутник передается и жителям поселений в космосе. Сигнал приходит на Марс примерно за 4 минуты, а на Ганимед – приблизительно за полчаса. На стадионе идет уже 15-я минута матча, а на 11-й был забит гол. Радость на трибунах Земли уже утихла, когда болельщики с Марса «взрываются», а болельщики Ганимеда подождут еще целых 27 минут, чтобы насладиться красивым попаданием.
В физике существует феномен, известный как «квантовая сцепленность (корреляция)». Две частицы могут обмениваться «сигналами», которые, возможно, движутся с бесконечно высокой скоростью. Если через какое-то время мы сможем передавать события с такой скоростью, то все зрители, не только на Марсе и Ганимеде, но и где бы то ни было во Вселенной, смогут наблюдать футбольные матчи одновременно с публикой на стадионе. Но даже и тогда мы не сможем заглянуть в будущее, то есть узнать о чем-то, что еще не совершилось. Вряд ли, например, кто-нибудь сможет предвидеть, что на 43-й минуте одна из полицейских собак, охраняющих стадион, сорвется с поводка и бросится гонять мяч вместе с футболистами.
Физические законы темпорально симметричны, т.е. не существует запрета на возврат в прошлое из будущего. Поэтому все еще невозможно сказать, чем объясняется однонаправленное движение «стрелы времени». Самый серьезный (но недостаточный!) претендент на объяснение проблемы – это второй принцип термодинамики.
До настоящего момента ни один из столпов современной физики – ни Общая теория относительности, ни квантовая механика, ни даже Теория струн – не в состоянии объяснить существование пространства и времени.
4. Возраст Земли, Солнечной системы и Вселенной
Геологи используют несколько основных методов для определения абсолютного возраста скальных пород посредством радиоактивного датирования. В зависимости от способа распада и полученных конечных продуктов эти методы суть: уран-свинцовый; рубидий-стронциевый; калий-аргоновый. Период полураспада составляет:
уран (U235) ? гелий (He) + свинец (Pb207) = 700 млн. лет.
калий (K40) ? аргон (Ar40) = 1,3 млрд. лет.
уран (U238) ? гелий (He) + свинец (Pb206) = 4,5 млрд. лет.
рубидий (Rb87) ? стронций (Sr87) = 48,8 млрд. лет.
Радиоактивный исходный элемент распадается до стабильного конечного продукта, что позволяет создать математическое выражение для вычисления геологического времени. По последним данным вычислено, что Земля существует по меньшей мере 4,54 млрд. лет.
Современное соотношение двух долгоживущих изотопов урана (U235 и U238) и измеренные соотношения продуктов их распада позволяет определить возраст Солнечной системы – около 5 млрд. лет. Сравнивая массу и яркость Солнца с такими же характеристиками остальных звезд, можно заключить, что возраст Солнечной системы действительно таков. Богатые кальцием и алюминием включения – старейшие известные компоненты метеоритов, образованных вместе с Солнечной системой – имеют возраст около 4,56 млрд. лет. Это считается действительным возрастом Солнечной системы и одновременно верхней границей возраста Земли.
На основании данных об ускоренном расширении Вселенной посредством наблюдений сверхновых типа Іа и измерений спектра и анизотропии реликтового излучения, сделанных спутником WMAP, вычислено, что возраст Вселенной составляет 13,7 ± 0,2 миллиардов лет.
Время в Библии
Есть некоторые вещи, которые Бог сохранил в тайне до момента, когда мы будем способны их понять. Пророку Даниилу было сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12, 4). Что случилось бы, например, если бы священные писатели заявили, что Земля движется в космическом пространстве? Несколько тысяч лет – вплоть до эпохи Ньютона – религиозные споры не утихали бы, причем противники Священного Писания непрерывно атаковали бы его правдивость. Все виды передвижения, известные древним людям, – пешком, на животных (лошади, верблюде, слоне), на колеснице, корабле и т.д. – всегда сопровождались каким-то осязательным сотрясением. Вспомним, что, когда Коперник, а затем и Галилей пришли к пониманию, что Земля вращается вокруг Солнца, не только религиозные лидеры, но и светские ученые объявили это учение несостоятельным.
5. Дни Творения
Ситуация со временем аналогична. Мы уже уверились в том, что суть времени с научной точки зрения неизъяснима и непонятна даже для современного человека. Слово «йом» в Библии может означать как обычный день, так и неопределенный период времени. Поэтому в христианских кругах часто спорят о том, в каком из этих смыслов нужно толковать творческие дни из Книги Бытия. Многие богословы и сегодня считают, что это 24-часовые сутки, поскольку в большей части священных текстов этим словом обозначается тот или иной день недели. Но здесь мы прокомментируем иную точку зрения. Можно ли в рассказе о Творении мира понимать еврейское слово «йом» не как некий точно определенный промежуток времени? В Книге Иова (20, 28) «йом» относится к моменту Божьего гнева, а в Псалтири (19, 1) – ко дню скорби. Допускают также, что в 2 Пар. 21, 19, Ос. 6, 2, Быт. 2, 4 и некоторых других местах это слово употребляется для обозначения продолжительного периода времени.
В первый творческий день был вызван к бытию свет: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1, 3). Некоторые предполагают, что этот свет исходил из некоего точечного источника света (который сейчас отсутствует?), и, поскольку Земля вращалась вокруг своей оси, день и ночь сменялись за 24-часовой период. Выражение «был вечер и было утро» предполагает восход и закат. Но если это так, то Бог должен был творить в точно определенном месте земной поверхности, а не созидать всю планету, как это следует из контекста. Поэтому более правдоподобна точка зрения, согласно которой свет, озаривший Землю и небесные просторы в этот день, шел со всех направлений, и, вероятно, остатком его является т.н. космический микроволновый фон (КМФ).
При расширении Вселенной он постепенно ослабевал, и поэтому в четвертый творческий день были созданы Солнце, Луна и звезды, чтобы люди могли отличать день от ночи, а также для «для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1, 14). Хотя слово «ночь» и употребляется еще в начале рассказа (Быт. 1, 5), оно, очевидно, относится к чему-то, что появится позже, ибо для Бога не существует тьмы: «Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 138, 11–12). В этом случае интервал «вечер – утро» (т.е. «творческая ночь») может пониматься единственно как приостановка Божьей деятельности в этот промежуток времени. Здесь нужно отметить также, что для того, чтобы звезды заблестели на нашем небе, необходим значительный срок. Невооруженным глазом можно различить около двух тысяч звезд, которые находятся на различном расстоянии в космосе. Их свет, однако, должен был идти от четырех (в случае Проксимы Центавра) до нескольких тысяч лет (в случае наиболее отдаленных звезд), чтобы первые люди смогли насладиться их красотой.
В начале шестого творческого дня Бог создал животных суши, а затем и Адама «по Своему образу и подобию», который должен был править всем сотворенным, возделывать и хранить Эдемский сад. В связи с этим Чарльз Такстон и Нэнси Пирси пишут:
«Из Книги Бытия мы узнаем также, что Бог привел животных к Адаму, чтобы он дал им имена (Быт. 2, 19–20). В древнееврейском языке выражение ?дать имя чему-то” означает ?приобрести власть над чем-то”, т.е. этот библейский текст указывает на власть человека над природой. Кроме того, согласно еврейскому мышлению, имя данного предмета должно выражать его сущность, его природу. Следовательно, чтобы дать имена животным, нужно было внимательно исследовать их и определить, что они из себя представляют, – задача, требующая подробного наблюдения, описания и классификации».
По этой причине человек должен был пожить известное время вместе с обитателями этого «зоопарка», чтобы опознать их и наименовать в соответствии с их характерными особенностями. Если допустить, что было наименовано около нескольких тысяч сухопутных животных (может быть, тех, которые Ной взял с собой в ковчег), то подобное поручение требовало значительного времени и интеллектуальных усилий. В дальнейшем человек общался с ними известное время, чтобы убедиться, что ни одно из них не может служить ему подходящим помощником. Затем Бог усыпил его и из его ребра сотворил Еву, которую Адам полюбил. Этим творение было завершено. Все это не могло совершиться в рамках 12 часов светлого времени суток!
О последнем, седьмом творческом дне не сказано, что он закончился (после него не «наступил вечер и утро»), т.е. он должен был быть бесконечным. В таком случае благословенная и освященная Богом «суббота» была тем безгрешным состоянием физического и духовного порядка, гармонии и мира, в котором находился построенный Создателем совершенный мир. Итак, семидневная неделя стала прообразом и примером, которому должны были следовать израильтяне, как об этом говорится в четвертой заповеди:
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20, 8–11)[3].
Из сказанного становится ясно, что земные дни являются отображением «творческих дней», но ни в коем случае нельзя утверждать, что те и другие одинаковы по продолжительности. Разумеется, есть и другие библейские аргументы, которые поддерживают наш вывод, но здесь мы ограничимся только самыми главными.
6. Как отцы Церкви понимают творческие дни из Книги Бытия
Согласно христианской точке зрения, Бог создает Вселенную ex nihilo, но Сам Он остается вне материи, пространства и времени. Момент возникновения мира является также и началом времени (что находится в полном соответствии и с теорией относительности), и в этом смысле Блаженный Августин отмечает: «Бог творил не во времени, а вместе со временем».
Отцы Церкви также считали, что невозможно определить продолжительность творческих дней. Иеромонах Серафим (Роуз), который дает обширный комментарий на их толкования Книги Бытия, пишет:
«Но большинство отцов вообще не говорит об этом: это не было предметом спора в то время, и им, вероятно, и в голову не приходило настаивать на переносе временной шкалы нашего падшего мира назад, на изумительные и чудесные события этих шести дней. Блаженный Августин резюмировал в полноте святоотеческую позицию, сказав: ?Для нас очень трудно или даже совершенно невозможно заключить, какого именно рода были эти дни; еще невозможнее нам говорить об этом” (O градe Божием, ХІ, 6)».
Многие христианские авторы (св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, св. Киприан Карфагенский и др.), не уточняя продолжительности творческих дней, допускали, что они, возможно, прообразно отвечают периодам человеческой истории (каждый порядка тысячи лет) до конца света.
Некоторые (например, прп. Ефрем Сирин) считали, что это были 24-часовые сутки, но подавляющее большинство церковных писателей вообще не обсуждало их длительность. Интересно отметить и другую общую тенденцию, а именно: по мнению большинства из них, процесс созидания совершался путем последовательных, но моментальных творческих актов.
Вначале был оформлен земной рельеф: по велению Божию мгновенно поднялись континенты, образовались горы, равнины и реки; очертились берега морей и океанов. Таким же образом позднее появляется и живая природа – травы, цветы, деревья, рыбы, птицы и звери, а в конце и человек, как «образ и подобие» невидимого Бога.
Святые отцы часто повторяют, что Бог творит непосредственно и мгновенно (т.е. вне времени), что именно Его слово, и только оно, приводит к бытию мертвую и живую природу. Св. Василий Великий отмечает: «Или, может быть, поскольку акт творения мгновенен и не длится во времени, потому и сказано: в начале сотворил; ибо начало есть нечто, не состоящее из частей и нерастяжимое. Как начало пути все еще не есть путь и начало дома все еще не есть дом, так и начало времени все еще не есть время и даже малейшая часть времени [...] Итак, дабы мы могли уразуметь то, что мир сотворен Божьим произволением не во времени, сказано: в начале сотворил. Дабы подчеркнуть это, древние истолкователи, выражая еще яснее эту мысль, сказали: ?короче говоря (?? ????????), Бог сотворил”, то есть вдруг и мгновенно» (Шестоднев І: 6).
То же подтверждает и Климент Александрийский: «И как возможно, чтобы творение мира совершилось во времени, когда мы видим, что само время родилось вместе с сотворенными вещами? [...] И вот, чтобы мы уразумели, что мир начался таким образом, и не полагали, что Бог создал его во времени, пророчество добавляет: ?Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо” (Быт. 2, 4). Ибо выражение ?когда... создал” показывает неопределенное и вневременное созидание» (Климент Александрийский, Miscellanies 6:16).
Св. Василий Великий делает еще одно исключительно важное замечание: в начале творческого процесса была создана не только природа, но и законы, которыми она управляется. Он учит, что для вод не было естественной необходимости занимать самое низкое место; таков закон нашего мира, но тогда, когда еще не было Божьих велений, не было и никаких законов:
«Почему... то, что свойственно воде по природе, то есть силу стремиться по наклону вниз, Писание приписывает велению Создателя? [...] Если таково свойство воды, то не было нужды повелевать ей собраться в ?в собрание единое”. [...] На (этот вопрос) мы отвечаем, что нам известны движения воды только после повеления, данного ей Владыкой. Сейчас вода разливается повсюду, стремится к наклонным и углубленным местам, но какую силу она имела раньше, до того, как ей было предписано стремиться к такому движению, ты не знаешь и не можешь узнать ни от какого очевидца» (Беседы на Шестоднев, ІV, 2).
Некоторые церковные учители пытались вычислить, сколько лет прошло от начала мира. Климент Александрийский доходит до 5592 (Miscellanies 1, 21), Юлий Африканский – до 5550 (Chronology, Fragment 1), Ипполит Римский – до 5500 (Даниил, 2, 4), Ориген – до менее 10 000 (Против Цельса, 1, 20), и Августин Блаженный – до менее 5600 лет (О Граде Божием, 12, 11)[6].
В середине ХVІІ века ирландский епископ Джеймс Эшер сделал некоторые расчеты, основанные на родословиях патриархов, и вычислил, что мир был создан в 4004-м г. до н. э. Однако в 1890-м году профессор Уильям Грин из Принстонского университета на базе серьезного анализа библейской хронологии пришел к заключению, что она не последовательна и не непрерывна.
Поэтому, имея в виду все, сказанное выше, и возможность немалого количества пропущенных родословий, можно сказать лишь то, что, согласно Библии, от создания человека (и, соответственно, от грехопадения), но не от возникновения мира (!), до наших дней прошло около десяти (или, самое большее, несколько десятков) тысяч лет.
7. Можно ли согласовать рассказ о Творении мира с наукой
Акт Творения сверхъестественен, т.е. не обусловлен природными законами, не подчинен им и не проистекает из них, вследствие чего ни один его аспект не может быть повторен и строго проанализирован учеными. И все же последние сделанные наукой открытия необъяснимых свойств времени могут помочь нам получить хотя бы частичное и интуитивное представление о случившемся в ту чудесную первую неделю.
Каждый прямой результат Божьей творческой деятельности необходимо появляется в законченном виде – Солнце, Луна, звезды, растения, животные, Адам и Ева – но выглядит так, как будто имеет долгую историю. То же относится и к многим чудесам Иисуса – вино, появившееся из воды в Кане Галилейской, хлеба, которыми Он накормил несколько тысяч человек, словно прошли через процессы сбора винограда, помола зерна и т.д., вплоть до производства готового продукта.
Если Вселенная была создана за короткое время (или даже мгновенно!), как полагают отцы Церкви, то, очевидно, свет далеких галактик не смог бы дойти до нас, и для того, чтобы объяснить этот феномен, нам пришлось бы сослаться на чудо. (В отличие от Хокинга и Млодинова, которые очень часто пользуются недоказанными теориями, не упоминая об этом, мы готовы признать, что это только наша спекуляция, и мы не будем пользоваться ею, рассуждая в дальнейшем о том, возможно ли доказать существование Бога). Если бы лучи света двигались с бесконечной скоростью, то мы бы наблюдали все галактики одновременно. А ведь благодаря тому, что скорость света ограничена, мы в состоянии проследить прошлое Вселенной, причем скоро, по всей вероятности, станем свидетелями и самого момента Сотворения!
При прегрешении Адама пострадала природа всей Вселенной, вследствие чего мы наблюдаем взрывающиеся звезды, сталкивающиеся галактики и т.д.
Как правильно отмечает свт. Василий Великий, при возникновении мироздания законы могли быть иными. В первозданном совершенном мире закон энтропии должен был не порождать хаос и разрушение, а поддерживать порядок и гармонию (или же должен был существовать некий дополнительный закон, уравновешивающий его, т.е. не позволяющий процессов дезорганизации). Если второй принцип термодинамики действительно связан с протеканием времени, то поменявшееся состояние дел после грехопадения (когда творение было подчинено «рабству тления» (ср. Рим. 8, 20–21), должно было привести и к изменению хода физических процессов. Более того, при прегрешении Адама пострадала не только природа Земли, но и – мгновенно – всей Вселенной, вследствие чего мы наблюдаем взрывающиеся звезды, сталкивающиеся галактики и т.д.
В последние два десятилетия в ископаемых останках животного происхождения, чей возраст оценивается в десятки миллионов лет, часто находят … мягкие ткани. Например, в останках Tyrannosaurus rex, чей возраст датирован в 65 млн. лет, обнаружен фибриллярный белок коллаген вместе с кровеносными сосудами. Проведенные впоследствии тесты показали, что в кровеносных сосудах содержатся остатки кровяных клеток с сохранившимися следами гемоглобина. Любому биологу более чем ясно, что нет никакого шанса на то, чтобы эти органические вещества сохранились за такой огромный промежуток времени. То же самое подтверждается и выделением хорошо сохранившейся ДНК из растительных ископаемых останков, находящихся в скалах, относительно которых считается, что им миллионы лет. Из-за скорости ее распада невозможно, чтобы ДНК уцелела больше 10 тысяч лет.
Многие богословы и ученые уверяют нас, что Библия и природа – суть две книги, написанные Богом, которые не противоречат друг другу, но взаимно дополняют друг друга.
Если природа – это другая «книга», в которой Бог записал Свои мысли, то ее свидетельство должно совершенно независимо подтверждать сказанное в Библии! К сожалению, сегодня эволюционная теория обладает повсеместной гегемонией, не допуская никакой интерпретации тех научных результатов, которые находятся в противоречии с нею. И все же мы надеемся в будущем на большую корректность и содействие со стороны ученых, что откроет дверь для научного объяснения рассказа о Творении мира.
Материал публикуется с сокращениями. Полная версия находится по ссылке: https://pravoslavie.ru/148643.html)
Валентин Велчев
Перевел с болгарского Андрей Романов
pravoslavie.ru