В ходе текущих трагических событий Православная Церковь подвергается нарастающим нападкам — как словесным, в виде оскорблений, клеветы и угроз, так и вполне физическим. Церкви в вину ставят то, что она — в отличие от некоторых других религиозных общин — не становится на «правильную сторону» в текущем конфликте.
Церковь и не может стать на «правильную сторону», потому что Церковь — это и есть правильная сторона. Она не выбирает из вариантов, предлагаемых миром — она сама предлагает единственно правильный вариант поведения. Она не обслуга при том или ином войске — она сама есть воинство Господне.
Мы призваны видеть мир глазами библейского Откровения — как арену духовной битвы, битвы, которая одна только и имеет вечное значение. Достоевский очень хорошо сказал о том, что "дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей". Как подробнее говорит святой Апостол Павел, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:12-17)
Это не битва за ресурсы и территории — все мироздание принадлежит только Богу — но битва за умы, сердца, и, в конечном итоге, бессмертные души людей, которых Бог наделил свободной волей и поэтому не может спасти простым актом Своего всемогущества. Люди должны — при помощи других людей, а именно Святой Церкви — прийти к покаянию и вере, и, избегнув ловушек лукавого, достигнуть Небесного Иерусалима.
В конечном итоге, единственное, что имеет значение - это вечное спасение людей; все остальное важно постольку, поскольку ведет людей к спасению - или уводит от него. Любые человеческие конфликты важны именно с этой стороны. Любые наши победы и поражения носят промежуточный и незавершенный характер; окончательная победа или окончательное поражение откроется только в день суда Божия, когда каждый из нас навсегда водворится или во свете Небес, или во тьме внешней.
Битва которую ведет Церковь это битва за спасение человеческих душ; и очень часто это так же и битва за спасение человеческих тел; за избавление не только от духовной, но и от всем очевидной физической смерти. Потому что пороки — такие как например наркомания или алкоголизм разрушают не только бессмертную душу, но уже здесь на земле убивают человеческое тело. Но это относится не только к этим порокам. Это в еще большей степени верно в отношении вражды и братоубийственной ненависти, которая побуждает людей с оружием в руках восставать на своих ближних, а множество других людей одобрять и поощрять это.
Одна из проблем, которые оказываются перед человеком, когда он принимает решения — любые решения, но особенно важные, это проблема доверия. На кого я могу полагаться? Кого считать своими? Кто здесь желает мне блага? Иногда речь идёт о вещах маловажных — например, о покупке устройства того или иного производителя. В этом случае Вы рискуете только деньгами и испорченным настроением. Иногда — о чем-то гораздо более серьезном. О готовности навлечь на себя и своих близких немалые лишения и испытания. О том, чтобы сделать что-то, что навсегда останется на Вас, как клеймо. О том, чтобы погибнуть самому и погубить других.
Ни для кого не будет открытием, что мы живем в мире повсеместного и жестокого обмана. И, когда речь идет о чем-то столь маловажном, как деньги, мы все понимаем, что вокруг нас предостаточно мошенников, готовых воспользоваться наивностью простаков. Эти мошенники могут проявлять немалый артистизм и изобретательность; они могут убедительно апеллировать к лучшим чувствам, выглядеть полностью заслуживающими доверия. Вам может быть даже стыдно и неловко за подозрения, которые Вы в отношении их испытываете. Но мы понимаем, что когда речь идет о деньгах, стоит быть начеку.
Но есть мошенники гораздо более опасные, чем финансовые. Мошенники, которые покушаются не на Ваш кошелек и даже не на Вашу квартиру, а на Вашу душу и тело. И они могут проявлять гораздо большую изобретательность, чем обычные жулики. Потому что в этом случае те, кто хотят погубить Вас — не люди, или, вернее, не только люди. Да, в мире есть и другие, помимо людей, разумные и целеполагающие существа, и большинство культур в человеческой истории не сомневалось в их реальности. Речь идет о падших духах, и нам стоит вспомнить то, что о них говорит Писание и Предание. Для многих христиан, даже православных христиан, бесы как будто не имеют отношения к реальности — то есть они, конечно, существуют, где-то там, в мире Апостолов и подвижников, но к нашим проблемам они не имеют отношения. Думать так — столь же опасная наивность, как полагать, что мошенники, а так же воры, убийцы и прочие злодеи встречаются только в детективных сериалах.
Вы, я, и все мы вовлечены в духовную борьбу между небом и адом, и обе стороны претендуют на наше послушание — только если небо действует открыто, через Церковь Христову, у ада может быть миллион масок. Но цель его одна — отторгнуть нас от спасительной ограды Церкви и вовлечь в грех, возможно более тяжкий и пагубный. Ад непрестанно воюет на Церковь, но никогда не сможет победить — как на все века сказал Спаситель, «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18) Никакие бури не смогут утопить корабль Церкви. Но ад может — если мы будем беспечны и безрассудны — побудить нас прыгнуть за борт.
Святая Церковь - это старейший из непрерывно существующих на земле сообществ, и она видела и помнит многое; она помнит княжеские усобицы и кровавые революции. Она помнит, как люди впадали в то или иное помрачение и следовали за теми или иными идеями; в мире, пораженном греховным безумием, Церковь была и остается врачебницей; в мире, исполненном ненависти, она являет спасительную любовь Божию; она есть свет во мраке, и ковчег среди яростных волн.
И среди нынешних зол и бед Церковь стоит как прибежище не только веры, но и элементарной человечности, рассудительности и здравого смысла. Церковь снова увещевает людей к миру, укрывает бегущих, утешает скорбящих и принимает под свой кров лишившихся дома.
Как это бывает всегда в человеческих конфликтах, каждая из сторон уверяет, что она являет собой силы добра, в то время как на другой стороне, по ее уверению, находятся силы зла. Те и другие ищут поддержки Церкви — но Церковь, в отличие от некоторых других религиозных общин, не становится на ту или другую сторону. Как сказал Патриарх Кирилл, «Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует. Это непростая позиция, потому что каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви. Но Церковь может и должна оказывать поддержку исключительно в рамках своего Божественного мандата — того, что Господь поручил Церкви. Мы должны осуществлять пастырскую, душепопечительскую работу, мы должны совершать молитву, мы должны примирять людей, но мы ни в коем случае не должны обслуживать те или иные политические взгляды, позиции, концепции, и тогда это позволяет Церкви, находясь над схваткой, сохранять свой миротворческий потенциал».
Потому что сила добра в этом мире — это Церковь. И быть на правильной стороне — значит быть на стороне Церкви.
Сергей Худиев
radonezh.ru