«Правмир» продолжает публикации бесед с прихожанами таллинского священника Владимира Залипского (1926 — 1997). Сегодня читатели узнают о том, что «быть не от мира сего» — это не только не страшно, а радостно и достойно. И, кроме того, спасительно.
— Дорогие братья и сестры, сейчас пелось «Многая лета» — как вы думаете, кому это пелось? — Это пелось всем нам. Потому что сегодня праздник Всех святых — значит, все мы сегодня именинники, у всех у нас сегодня день Ангела. Желаю вам долгих, счастливых, светлых лет жизни.
Странная заповедь
Этот день бывает всегда после праздника Святой Троицы, и он бывает так не случайно. Есть связь между праздником Святой Троицы и сегодняшним днем. В праздник Святой Троицы мы вспоминали, как Господь послал на землю от Отца людям, ученикам, верующим в Него, Святого Духа. Так вот, сегодня, в день Всех святых, Церковь показывает, что сделал Дух Святой с теми людьми, которые этого Духа приняли.
Апостол Павел говорит, что есть плоды Духа. Как дерево мы узнаем по плодам, так и Дух Святой можно узнать по Его плодам, по Его влиянию, по последствиям Его пришествия в душу человека. Какие это плоды? У апостола Павла вот какие: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, кротость, милосердие, вера, воздержание» (Гал. 5:22–23). Как видите, плоды Духа Святого — прекрасные плоды. Что может быть лучше человека, который любит, радуется? Как говорит апостол: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16). Заповедь такая нам дана — всегда радоваться.
Вообще, заповедь эта странная: как можно радоваться все время? Ведь сколько горя на земле, сколько несправедливости, зла, лжи, разных тяжелых переживаний и потерь! — Как можно всегда радоваться? И все-таки можно, можно радоваться! Можно тогда именно, когда человек находится в Духе Святом. Вот почему говорит Христос: кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царство Божие и в Царство Божие войти. А кто родился от Духа Святого, тот уже находится в Царстве.
А Царство Божие — это великая, неистребимая, непоколебимая, неотъемлемая радость. Это состояние духовное, состояние внутреннее. Надо помнить, братья и сестры, что христианство есть дело прежде всего внутреннее. Это дело сердечное, дело ума и сердца — и сердца прежде всего.
Христианство дает человеку новые чувства. Есть в Писании такие слова, которые Бог обращает к людям: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26): наступит время — Я дам вам новые чувства, новое сердце дам вам. Если раньше было сердце холодное, жестокое, плотяное, земное сердце было, то Я вам дам другое сердце — чистое, трепетное. Сердце, живущее уже небесными переживаниями и небесными состояниями.
Характерная черта серьезных христиан
Так вот, дорогие братья и сестры, что я хочу вам сказать: апостол Павел перечисляет плоды Духа Святого — как Дух действует на людей. В этом перечне апостольском нет одного качества, я о нем хочу вам сейчас сказать. Это вот какое свойство.
Христос в Своей последней прощальной молитве перед смертью сказал так Отцу Своему: «Я передал им (то есть ученикам, верующим) слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира». Вот, братья и сестры, это свойство очень важное, потому что оно очень характерное. Это свойство апостолов и последователей Господа Иисуса Христа — быть не от мира сего. Так что при всей любви, при всей радости, при всем мире, при всем благодушии, кротости христиане, все-таки, всегда — хотя они и свет миру, и соль земли, — но они особенные. И это истинно так и есть.
У святых это всегда есть, святые всегда отличались… Они любящие, они — воплощенная кротость и смирение, они тихие, кроткие, но они отличаются от других. Не в том только смысле, что они умеют больше любить, терпеть, молиться — не в этом дело, нет. А
отличаются именно своим внутренним настроением и состоянием. Для них мир не определяет их жизни, они от мира не зависят. Они не живут радостями мира.
Вот мы живем радостями мира: семейными, радостями своего труда, своей деятельности, своих, может быть, увлечений — пусть хороших, но все равно этим мы с миром связаны. А святые не были этим связаны с миром. Почему? Потому что они знали радость и жизнь другую — небесную. Ведь они знали Духа Святого, а Дух Святой — это небесная жизнь. И вот, узнав этого Духа, они сразу же окрылились, они летают как на крыльях, они уже не по земле ходят, а парят по небу. Это действительно земные ангелы и небесные человеки, небесные люди. Значит, хотя на земле, но он уже ангел. Ангел — неземной. И хотя это люди, и ходят по земле, но — небесные люди.
Это, братья и сестры, характерная черта святых — они не от мира сего. И я скажу так, что не только святые, но и все серьезные христиане тоже так или иначе, в той или иной мере и степени не от мира сего, и это чувствуется очень.
Неизбежные испытания
Я сейчас под впечатлением нахожусь от одного письма — получил его недавно издалека, от одной девушки, очень хорошей. Эта девушка умна, красива, образована, она имеет хорошее общественное положение, она очень общительная, радостная — и вот никак ей не устроить свою семейную жизнь. То есть, скажем так: никто из молодых людей не обращает на нее внимания, с ней не сближается.
Как будто бы это странно, с одной стороны — но это не странно, если мы будем иметь в виду, что она христианка. Христианка, в которой живет глубокая, горячая, истинная вера во Христа. И которая Христом и Его Духом, Его заповедями, словами руководствуется. Это девушка, которая способна очень любить, но она не пойдет на легкую связь. Она серьезна. Она не позволит себе легкомысленного и свободного, вольного обращения, потому что она помнит Христа. Она хранит свою чистоту. Она говорит, что да, она хочет и может любить, и желает любви и семейной жизни, и мужа, и детей, но только добрым, светлым и законным образом, а не иначе. И вот из-за этого, по-видимому, и не получается у нее легкого знакомства и сближения с молодыми людьми.
Потому что, к сожалению, братья и сестры, вы сами это хорошо знаете, мир, люди становятся все более и более в своем обращении, я сказал бы, не только свободными, но и развязными, и часто распущенными и далеко, далеко не чистыми. Так что для них брачные, супружеские отношения — это то, на что можно идти очень просто и вне всякого брака. Это все равно, что зайти в кафе, в ресторан и выпить чашку кофе, примерно так.
Я отнюдь не хочу кого-то обвинять, но просто это, братья и сестры, характеристика нашего времени. Люди стали очень много себе позволять, и на серьезное стали легко, легкомысленно и поверхностно смотреть. И думают, что нарушение чистоты — это плевое дело. Да и вообще вопрос о чистоте может быть отставлен. Что такое чистота? Может, это понятие какое-то отжившее, стародавнее, «религиозное» — и только?.. Вот видите, если так на это дело посмотреть, то эта девушка-христианка, и христиане вообще, серьезные христиане, которые не просто крестят лоб, но действительно помнят Бога, помнят Христа, перед Ним благоговеют и глубоко чтут заповеди Божии, заповеди о любви и чистоте, правде, смирении, скромности — вот кто этим живет, тот становится все больше и больше не от мира сего.
Потому что мир идет своей дорогой, дорогой широкой и очень свободной, как будто бы все позволяющей. А Христос говорит, что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14). И когда, братья и сестры, Христос так говорит, то Он ничего не запрещает, и никому не угрожает, а просто изображает правду. Ведь это правда. В том правда, что к вечной жизни и вечной радости, к настоящей святой любви прийти можно только через Христа и через святое Евангелие, через слова Господа Иисуса.
Вольному — воля
А если пойдешь другой дорогой — иди, тебе никто не запрещает, но тебя предостерегают: смотри, на этом пути широком и вольном, вольготном, ты вечной жизни и вечной радости, любви настоящей, свободы, мира сердечного, мира совести не найдешь. А наоборот — найдешь тьму, смущение, раздражение, себялюбие и постепенно будешь отходить от людей — все тебе будут казаться нехорошими, недобрыми, ты везде будешь видеть одни изъяны. Так будет постепенно омрачаться и никнуть твоя душа и твое настроение, и вся твоя жизнь. Это, повторяю, в том случае, если за Христом не пойти.
Вот я и говорю, что христианство — это вера не от мира сего, и святые — это люди не от мира сего. Но, слава Богу, сказал Господь: «Мужайтесь: Я победил мир». Господь победил мир, это темное прельщение земное — соблазн имеет свою прельстительную, соблазнительную силу. Но Господь дает такую радость и такой свет, такую истину, которая больше всякого прельщения и всякой темной силы.
Ну вот, дорогие братья и сестры, то, что мне сегодня хотелось сказать вам о нашем празднике, о наших святых, которые как звезды небесные сияют на церковном небе, сияют незаходимым, немеркнущим, ясным, тихим и кротким светом. Как сказано о преподобном Серафиме Саровском: «претихий и ласковый угодник Божий». Святые все были претихие и ласковые, они любили людей истинной любовью, они не льстили никогда, но и никогда никого не осуждали, потому что их девизом было — не осудить, а помочь, поддержать.
Так вот, дай же, Господи, и нам, братья и сестры, идти этим светлым, радостным и, в общем, блаженным путем — тем путем, которым прошли все святые люди, которые шли за Христом Спасителем, достигли вечной жизни и стали для нас предстателями, небесными молитвенниками и путеводителями в Царство Божие, аминь.
Подготовил Петр Давыдов
pravmir.ru