Когда святая вода действительно освящает нас?
Каждый православный праздник – это свидетельство о том, что Бог, несмотря на все наши грехи, немощи и недостатки, не оставляет нас Своей милостью; это напоминание о том, что Бог сделал «нас ради человек и нашего ради спасения». Вместе с тем каждый православный праздник – не только воспоминание о каких-то прошедших событиях, но еще и проекция этих событий в нашу повседневность.
Праздник Крещения Господня (или иначе – Богоявления) яркий тому пример. Мы не просто вспоминаем погружение Христа в воды реки Иордан – мы на самом деле соприкасаемся с той самой благодатью, которая вместе с нашим Спасителем снизошла на воды этой реки. Как в евангельские времена вода реки Иордан освятилась прикосновением к телу Спасителя, так и в наши времена она освящается в этот день молитвой Церкви, которая, по слову апостола Павла, есть Тело Христово. Как в давние времена Бог явил Себя в Своем Сыне – Христе, так и в наши времена Он являет Свою силу нам через благодатные свойства святой крещенской воды, которая дарует «недугов исцеление, бесам губительна, ангельския силы исполнена… ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядна» (из молитвы на Великом водосвятии).
Благодатная сила святой воды напрямую зависит от нашей с Богом синергии
Есть в православном богословии термин «синергия», по-гречески он означает «соучастие». Спасение человека возможно лишь при его (человека) сотрудничестве с Богом: спасение и вечная жизнь – это дар Бога, но его нужно принять и сохранить, а это уже требует усилий человека. Бог не может спасти человека без участия самого человека. Таким образом, синергия означает совпадение воли и усилий Бога и человека. Я заговорил об этом для того, чтобы напомнить: благодатная сила святой воды, то, как она проявляется в нашей жизни, тоже напрямую зависит от нашей с Богом синергии. Святая вода служит «ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей и недугов» в том случае, если мы сами стремимся к тому же – к очищению души и преодолению своих грехов.
Воспринимая святыню как инструмент благополучия, мы убиваем ее, делаем для себя бесполезной
Обывательскому сознанию свойственен потребительский взгляд на окружающее: мы чрезвычайно отчетливо видим всё то, что приносит или может принести нам доход, пользу, удовольствие, вместе с тем мы стремимся избегать того, что требует от нас усилий, труда, жертвы. В крещенской святой воде все мы видим возможность поправить или утвердить наше благополучие – прежде всего, конечно, здоровье. (Под «всеми нами» я имею в виду верующих людей, считающих себя православными; отношение атеистов или сектантов к святой воде либо равнодушное, либо враждебное – их я не беру в расчет.) Однако многие ли из нас осознают, что, прибегая к помощи святой воды, мы берем на себя обязательство трудиться над исправлением своих грехов и преодолением своих страстей? Многие ли из нас осознают неразрывную связь телесной пользы и духовных усилий? А это важно осознавать, потому что телесное и духовное в человеке связаны неразрывно, отрыв души от тела мы называем смертью, прекращением жизни. Это справедливо и по отношению к святой воде – свою живительную силу она проявляет тогда, когда человек воспринимает ее как целостную духовно-телесную реальность. Если мы расчленяем эту реальность – воспринимаем святыню лишь как инструмент, способный «сделать мне хорошо», – то тем самым мы убиваем ее, лишаем жизни, делаем для себя бесполезной. Святая вода, конечно, не перестает быть святой – она перестает быть освящающей нас. Будем об этом помнить и будем трудиться над преодолением наших грехов, тогда благодать, даруемая святой водой, станет для нас источником сил для этого труда, плоды которого – исцеление души и тела. Аминь.