«Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во Тьме Свет пресветлый» — это кондак Недели о слепом, шестой недели по Пасхе (13 мая).
Девятая глава Евангелия от Иоанна рассказывает нам удивительную историю слепорожденного, исцеленного Христом, прозревшего дважды: физически и духовно. Прозрев духовно, исцеленный — вчерашний убогий, просивший милостыню! — обретает твердость и отвагу: он защищает Исцелителя перед теми, с кем побоялись спорить его родители, с кем вообще боялись спорить, тем паче из-за галилейского Учителя, ведь иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги (Ин. 9, 22).
Фарисеи утверждают, что они — ученики Моисея, Сего же (Иисуса.?— М.?Б.) не знаем, откуда Он (29). Прозревший отвечает: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает <…> Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (30–31, 33). Прозревший исповедует Иисуса из Назарета как Христа, Мессию, и слышит от Него слова на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (39).
Духовное прозрение необходимо каждому из нас. Человек не может достичь этого прозрения собственными силами, независимо от Бога, это всякий раз — Его дар. Из чего не следует, конечно, что от нас самих ничего не требуется. Прийти в Церковь Христову — значит уже отчасти прозреть. «Но бывает так,?— предупреждает нас своей проповедью протоиерей Димитрий Смирнов,?— что человек вроде бы прозрел, а на самом деле нет, это все обманчиво, и он, оказывается, опять погружен во тьму греховную». Духовное зрение заключается в том, что человек «очами своего сердца, очами души своей начинает видеть истину. И самое ближайшее, что он видит,?— это грех в своем сердце». Прозрение — это покаяние.
Ученики спрашивали Господа, почему этот молодой человек слеп, кто согрешил, он или родители его (Ин. 9, 2). Учитель ответил, что ни сам страдалец, родившийся уже незрячим, ни его родители не согрешили, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3).
Святитель Николай Сербский (Велимирович) напоминает нам о том, что дела Божии являются на каждом из нас, и блажен тот, кто «их осознает и использует для спасения своей души».
Газета «Православная вера» № 08 (604)
Марина Бирюкова