Верующие мама и папа, хорошая православная школа, поездка на службу каждое воскресенье. И вдруг — подросший ребенок тихо отдаляется от Церкви, вера охладевает…
Для воцерковленных родителей все это часто становится шоком. Особенно если учесть, что многие еще помнят советское время, когда приход в храм был итогом мучительных поисков или жизненных испытаний, когда церкви стояли еще полуразрушенными, и нередко приходилось молиться под открытым небом. Они понимают, чем могли поплатиться за свой выбор, чего стоило обретение Бога. И какая это великая радость — найти Дом. Им трудно понять, как дети, которым, вроде бы, все преподнесено “на блюдечке”, могут так легко этот Дом покинуть.
Но где же причина отхода подростков от Церкви?
Может быть, дело в нас самих — родителях? Ведь дети прекрасно знают истинную, не-парадную жизнь семьи. В которой быть христианами и, говоря словами Писания, ходить перед Богом, очень непросто. И вдруг поведение родителей оказывается, в этом смысле, антипримером?
А может, причина в том, что, несмотря на церковное возрождение, современный мир все более противостоит христианской традиции? И новые правила игры (именно игры — назвать эту маяту жизнью рука не поднимается) интригуют и затягивают так, что не выскочить?
Или дело в психологических особенностях подростков, в тяге к обособлению, самоопределению? Четверть века назад приход в Церковь воспринимался как нонконформизм, а сейчас — некое правило, которое якобы «надо» нарушить?
Или проблема в обсуждаемой христианами слабости приходской жизни, в которой для молодых, переполненных энергией людей не хватает внебогослужебного общения и интересных дел?
Или виной всему банальная лень, когда — на фоне комфортной жизни — нет воли даже лоб перекрестить?
Наконец, быть может, не следует выдумывать правило, которого нет? Разве все подростки от 12 до 18 лет непременно и скопом «выбегают» из храма? Ой ли? Да, возраст, поиск себя, да, психология, да, «молодая кровь». Но вот, рядом со мной на службе совсем юные ребята. Вот же они!
Любой из ответов может быть верным. Отчасти. Однако речь идет о явлении не только социальном или психологическом, но и духовном. При всей своей социальной роли, при всей человечности своей, Церковь немыслима без Христа и желания войти в Его Царство, о котором Христос сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин 18:36). Духовная жизнь затрагивает всякого человека, она как море, в котором люди переживают и бурю, и мертвый штиль, и боль, и надежду. Церковь земная стремится помочь на пути не только словом Писания, заповедей и деяниями святых, но и выстраивая особый круг богослужения, формируя общинную жизнь, правила отношений и устроения быта. И тут многое важно. Вопрос христианских отношений в семье, проблемы с приходской жизнью, расцерковление социума — все это, безусловно, часть «навигации», это подсказки и предупреждения. Но рассчитанного до миллиметра маршрута в отношениях с Богом — для детей ли, подростков или взрослых — не существует. Как не существует двух одинаковых людей. Ведь о Царстве Небесном Спаситель также сказал, что оно силою берется (Мф 11:12), то есть не достигается лишь грамотным воспитанием и соблюдением правил, но требует собственного усилия, стремления преодолеть сомнения, разочарования, пресловутый дискомфорт.
И страшнее всего на этом пути преодоления — равнодушие, теплохладность человека к духовным вопросам. То самое состояние, о котором говорит Сам Бог в Апокалипсисе: о,
если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр 3:15–16). А наши человеческие резоны могут быть ошибочны или недостаточны.
Что же в этом случае необходимо взрослым, болеющим за юные души? Наверное, прежде всего — вспомнить, что Господь любит наших детей куда более, чем мы сами. И если по каким-то причинам дети наши уходят из Церкви, это вовсе не означает, будто Господь отворачивается от них. В конце концов, мы сами выросли в обществе воинствующего атеизма, где с младенчества нам вбивали в сознание мысль о том, что Бога нет. И если наши подросшие дети теперь вдруг заявляют, что Церковь им не нужна, наверное, не стоит ужасаться или с ходу объявлять им нашу родительскую «анафему». Господь любит наших детей, и обязательно приведет их к Себе тем путем, который никому, кроме Него, пока еще не дано знать. Точно так же, как когда-то Господь привел к Себе нас, несмотря на атеистическое наше воспитание и полное отсутствие каких-либо религиозных традиций в семье. А мы будем молиться за них, любить их, и помнить, что Божия любовь и премудрость способна исправить все наши родительские ошибки и промахи. Потому что они не только наши дети, но и Его тоже.
Владимир Гурболиков
foma.ru