ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Семья и воспитание | 7-06-2015, 13:05

Источник информации

Бьет значит учит?

Проголосовать:
голосов: 0

 

"Толковый словарь" с Юрием Пущаевым

Как относиться к телесным наказаниям детей? Допустимо ли их шлепать и даже давать им подзатыльники – ради их же пользы? Или это признак недопустимого насилия над человеческой личностью, пусть пока маленькой и (чего уж скрывать правду) не очень разумной?

Вспоминается один тост из рассказа писателя Сергея Довлатова «Когда-то мы жили в горах» во время армянского застолья:

“Дядя Ашот поднял бокал и воскликнул:

 – Выпьем за нашего отца! Помните, какой это был мудрый человек?! Помните, как он бил нас вожжами?!

Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Гипербола про избиение вожжами (хотя кто в данном случае на самом деле знает?…) в ироничном виде отражает типичную, в общем-то, картину. Ведь нередко бывает, что когда дети вырастают и становятся взрослыми, тогда то, что им, скорее всего, служило причиной печали и огорчений (наказания родителей), видится, напротив, признаком заботы и даже мудрости родителей. Тем, что впоследствии принесло добрый и полезный плод.

Впрочем, конечно, часто бывает и не так. Память о несправедливых наказаниях со стороны родителей, том числе телесных, иногда так и не изглаживается из памяти. Ведь любые родители – это грешные люди, подверженные всем страстям, в том числе гневу, и желание поучить детей добру слишком часто смешивается, увы, с иными, уже дурными порывами и слабостями. Неслучайно апостол Павел в Послании к Колоссянам сразу после слов «дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу», тут же как бы уравновешивает их иными, противоположными словами: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:20- 21)?

То есть, да, дети должны повиноваться родителям. Это пятая заповедь Бога, и это не обсуждается. Но, с другой стороны, родительский гнев и раздражение ввергают в уныние детскую душу. Маленький человек даже интуитивно понимает, что сейчас совершается что-то очень несправедливое и неправильное, когда самые дорогие и близкие люди порой вдруг проявляют по отношению к нему настоящую злость или хотя бы чрезмерную, излишнюю строгость. Мир для него пока еще во многом замыкается на родителях, и вдруг он становится таким несправедливо жестоким…

Традиционные представления о Домострое у современного человека примерно таковы. Это исторический документ, закрепляющий женское бесправие и поощряющий телесные наказания. В Домострое прописан каждый шаг, который надлежит сделать в течение дня, своеволия недопустимы, свобода личности - куда уж там... Иными словами, Домострой - это плеточная азбука, выдуманная в средние века на пользу непонятно кому

 Однако все эти справедливые соображения не снимают вопроса о принципиальной допустимости телесных наказаний при воспитании детей. И у апостола Павла на этот счет можно найти совершенно четкие указания на то, что да, они, конечно, допустимы. Вот что он говорит в «Послании к евреям»:

«Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12. 4-11).

Очень интересно здесь то, что на русский язык как слово «наказание» переведено древнегреческое слово ? ??????? (paideia). Парадокс тут в том, что оно у греков значило главным образом как раз воспитание, образование, и вообще несло в древнегреческом языке очень важные смысловые и культурные функции. Ведь оно обозначало систему воспитания в античном полисе в целом, и в этом смысле вполне соответствует современному значению слова «образование».

Однако в языке Нового Завета древнегреческое слово «пайдейя», воспитание приобрело значение наказания как научения. Мне кажется, тут можно указать как минимум две причины такого понимания воспитания. Во-первых, христианская антропология более глубокая, чем классическая античная, и согласно ей (да и не только ей, но и некоторым другим философам, придерживавшимся того же взгляда), самым верным, настоящим учителем человека является опыт собственного страдания. Лишь то, что человек узнал на собственном горьком опыте, по настоящему входит в его душу и запечатлевается в ней. И, во-вторых, никакое воспитание невозможно без наказания, потому что никакой воспитуемый не представляет собой изначально доброе создание, некого ангела, которому просто покажи и докажи, что есть добро, и он тут же радостно и добровольно начнет этому следовать. Наказание в любой системе воспитания нужно для того, чтобы преодолеть в том числе силой (наказанием как научением) злую волю и злые наклонности воспитанника.

О наказании как научении говорит Феофилакт Болгарский в своем Толковании Послания к евреям: «Сказав же здесь наперед, что “наказывает” (????????), потом прибавил: “бьет” (???????) для того, чтобы бичевание сына ты понимал не в смысле мщения за зло, но в смысле научения».

В этом смысле наказание не должно руководствоваться дурными страстями: мщением, гневом, злостью. Оно должно преследовать единственную цель – благо воспитуемого через его научение. Поэтому оно не должно быть и чрезмерно суровым, но оно должно быть, без него никак, чтобы в том числе и страданиями (которые потом претворятся в радость) обращать человека к добру.

foma.ru


 

В сюжете: Юрий Пущаев бить учить

 

Просмотров: 1 211
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru