—Владыка, насколько можно судить по письмам и вопросам читателей, больше всего их волнуют вопросы взаимоотношений в семье. Это естественно и понятно, ведь семья — это самое важное для человека, его «ближний круг», это самые близкие люди. Причем семейные проблемы наиболее болезненны для человека. Почему сегодня их так много?
—Да, сегодня семья находится в очень сложном состоянии. О кризисе семейных отношений в наше время говорят везде — и у нас в стране, и за рубежом. Наверное, именно поэтому так часто люди задают вопросы о своих семейных проблемах — и не только священникам, но и друг другу, и всякого рода специалистам по семейной жизни.
Самая большая проблема, которой чаще всего вызваны неполадки в семье, — то, что современный человек воспитывается в искаженной системе координат. Ему от юности внушают, что весь окружающий мир ему что-то должен, а его задача — получить как можно больше, «взять от жизни всё». Семейная жизнь построена на принципиально иных отношениях. В семье будет счастлив тот, кто научился отдавать, кто старается сделать счастливым другого. Кто не будет ожидать и требовать для себя всех благ и удовольствий, а сумеет жить, подчиняя свои желания интересам другого человека — то есть терпеть, смиряться.
Я понимаю, что для многих, и особенно нецерковных людей, смирение, терпение — совершенно неприемлемые понятия: «С чего это я должен (или должна) терпеть? Почему я обязан кому-то подчиняться?». Дело в том, что Бог создал мужчину и женщину разными, но в то же время они — как две части единого целого. Соединяясь в семью, они должны стать этим целым. И если люди это понимают, они по-настоящему счастливы, их семьи гармоничны. Однако чаще всего, поскольку все мы искажены грехом, вместо того, чтобы стать единым целым, люди пытаются «сломать» свою вторую половину, сделать ее своей копией. И получается, что вместо того, чтобы дополнять друг друга, они мучают друг друга. Если они не попытаются разобраться, понять, в чем дело, они будут просто находиться в состоянии перманентной войны — битвы за то, чтобы быть первым. У многих эта война отнимает всё их время и лучшие силы и в конце концов приводит к тому, что даже если такие люди и остаются вместе, то становятся друг другу совершенно чужими. Эта бессмысленная, безумная битва ни к чему доброму привести не может. И именно здесь корень большинства семейных трагедий.
Посмотрите, если проанализировать вопросы о семейной жизни, которые приходят не только к нам на сайт, но и на другие церковные порталы, сайты известных священников, психологов, — большинство вопросов звучит так: «Как мне добиться, чтобы он (или она) "исправился" и сделал (или сделала) так, как мне хочется?». Ответ тут может быть один — никак. Невозможно сделать другого человека — живого, думающего, мыслящего — своей копией.
—И в первую очередь от этих «военных действий», конечно, страдают дети…
—Дети не просто страдают — они становятся принципиально неспособными создать семью, когда взрослеют, потому что не видели доброго примера. Люди, которые выросли в несостоятельных семьях, несостоятельны вдвойне. А их бедные дети — какими будут они? Ведь семейные проблемы имеют тенденцию к нарастанию из поколения в поколение. И я думаю, что если не произойдет какого-то чуда, Божиего вмешательства в нашу жизнь, то перспективы у семьи очень непростые. Только люди верующие, церковные, знающие хотя бы теоретически, что такое семья с христианской точки зрения, каковы обязанности человека пред Богом, — смогут со временем иметь настоящую, добрую семью.
Знаете, что самое печальное в жизни священника, в его служении? То, что очень часто к нему обращаются за помощью люди, помочь которым просто невозможно. Почему? Потому что всё, что происходило в их жизни до этого, противоречило самым элементарным, основным принципам семейной жизни. Единственное, что может посоветовать священник, — пересмотреть собственную жизнь, разобраться, что в ней было не так с точки зрения заповедей Христовых. Надо попытаться понять, что можно еще исправить, и постараться измениться самим. А это возможно только с помощью Божией. Надо ходить в храм, участвовать в Таинствах — прежде всего, исповеди и Причащения. Опыт жизни Церкви показывает, что, если люди исправляют свою жизнь, потихоньку начинают исправляться и отношения в семье в целом, и поведение детей, хотя на это требуются порой многие годы.
Но, к сожалению, очень часто люди не воспринимают таких советов. Они хотят решить проблему быстро и без усилий: чтобы кто-то повлиял на них извне — руками поводил, и, как по мановению волшебной палочки, все изменилось. Но так не бывает. И те, кто предлагает подобную «помощь», — обманщики.
—К нам на почту, например, поступил такой вопрос: «Уважаемый Владыка, как Вы относитесь к понятию "родовой грех"? Сегодня даже некоторые священники его используют, говорят, о нем упоминает в своих лекциях профессор Осипов. Это некая болезнь души, которая передается детям в результате грехов родителей. Меня смущает это понятие, потому что его используют также всякие гадалки и ворожеи. Например, я часто вижу объявления: "Помогу вам очистить свой род молитвами до 7‑го колена". Сегодня действительно очень много семей неблагополучных из поколения в поколение. Так существуют ли родовые грехи и как от них можно избавиться? Ангелина».
—Наверное, в лекциях профессора А. И. Осипова имеется в виду первородный грех — грех Адама, последствия которого несет все человечество, каждый человек с момента своего рождения. Но всякие вещи типа «венца безбрачия», о которых рассказывают людям гадалки и экстрасенсы, — это совершенная ерунда, нормальному человеку не надо на это обращать внимания.
Конечно же, грех родителей отпечатывается на их детях, это даже, наверное, не требует объяснений. Очень редко бывает так, чтобы в неблагополучной семье выросли благополучные дети. Но никаких подобных действий — ходить к ворожеям «снимать» какие-то грехи или «родовые проклятья» — предпринимать не надо, это совершенно бессмысленно. Надо делать то, о чем мы уже говорили: исправлять себя. Для того чтобы жить нормальной человеческой жизнью, человек должен быть верующим, он должен знать своего Творца, понимать, что цель человеческого существования — пребывание с Богом. Если он это знает, тогда все остальное становится осмысленным и правильным.
Поэтому я могу только посоветовать автору вопроса — и ей, и ее близким надо постараться стать настоящими христианами. Не просто заходить в церковь поставить свечку, или взять святую воду на Крещение, или освятить куличи на Пасху, а постараться изменить свою собственную жизнь в соответствии с Евангелием. Это очень трудно, это задача любому человеку на всю его жизнь, но только так можно по-настоящему исправить жизнь свою и своих родных.
—Вопрос от Ксении: «Здравствуйте. Я замужем, женаты год, брак не венчанный. В июле этого года решили повенчаться. А тут выясняется, что муж не хочет детей, у него одни отговорки — деньги, бизнес, дом, карьера, потом когда-нибудь… Думаю, дело в том, что у него уже есть сын от первого брака и больше дети ему не нужны. Что мне делать? Неужели разводиться? Или ждать, что он передумает? И стоит ли венчаться?»
—Начну с последнего. Венчаться в таком случае не стоит. Вообще, венчаться нужно людям, которые сознательно подходят к браку именно с христианской точки зрения — как к единению двух людей в Боге, целью которого является рождение и воспитание детей. Если такого отношения нет, то венчание превращается просто в красивый обряд и абсолютно никакого влияния на дальнейшую жизнь этих людей не оказывает. Все церковные Таинства, говоря современным утилитарным языком, «работают» только в том случае, если человек преисполнен веры в Бога и относится к Таинствам сознательно. Бог ничего не делает с человеком насильно — без усилий самого человека, без его веры. И Он не может сделать его счастливым, если тот не понимает, что такое счастье, если у него какие-то свои, совершенно далекие от евангельских, критерии счастливой жизни.
Что касается того, надо разводиться или нет… Я не могу советовать развод. Все-таки, когда люди поженились, их что-то объединяло. И супругам надо попытаться понять, как можно развить это единство. Может быть, этот брак небезнадежен, хотя сейчас, конечно, отношение мужа к рождению детей в семье не просто не христианское, а, я бы сказал, бесчеловечное. Надо жить дальше. И как знать: может быть, со временем и к супругу придет правильное понимание брака, и он созреет для сознательного венчания. Но венчаться просто так, потому что жена упросила, или теща пугает, что иначе разведутся, и так далее — ни в коем случае не надо. Венчание людей, относящихся к церковному браку легкомысленно, ничего не добавляет к их семейной жизни. Кроме того, никакого насилия в отношениях между людьми быть не должно.
—Еще один вопрос о вере и неверии близких. «Уважаемый Владыка! В первом послании апостола Иоанна Богослова есть такие слова: Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь... Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (1 Ин. 5, 16). Как понять эти слова и можно ли молиться за близких, которые еще не ходят в церковь, а многие о Боге и слышать не хотят? Андрей».
—Наверно, именно о тех, кто о Боге и слышать не хочет, апостол не рекомендует молиться. Но, с другой стороны, если это наш близкий человек, с которым нас связывают родственные или теплые личные отношения, молиться о нем не просто можно, но и нужно. Если этот человек не крещен, то молитва должна быть домашняя, келейная, если крещен, можно молиться о нем в храме, подавать за него записки. Известно множество случаев, когда люди буквально вымаливали своих родных. Ведь не случайно даже слово такое есть — «вымолить». Господь исправляет Ему Одному ведомыми путями жизнь таких людей, на исправление которых, казалось, не было никакой надежды. Поэтому я думаю, что молиться можно всегда.
Газета «Православная вера» № 21 (545)