На днях по сети распространили публикацию, сделанную в блоге руководителя фонда «Предание». Владимир Берхин написал пост «Молитвослов и его мальчик». Решил оставить свой отзыв на данную публикацию, потому что в социальных сетях верующие стали спрашивать моего мнения на этот счёт. Ну, так слушайте…
Молитвослов 18+
Свои мысли автор пытается донести до умов церковных читателей уже несколько лет. В целом, проблема затронута глобальная: дети, растущие в Церкви. Но какие выводы делает автор? Давайте разберемся и попутешествуем по тексту.
С первых строк Владимир Берхин мрачными тонами начинает обрисовывать православный молитвослов. Он якобы способен травмировать психику мальчика, тело которого захватывают «непостыдные» гормоны. Молитвослов описан неким тёмным властелином (почти Дартом Вейдером), который подавляет юное создание, навязывая ему чувство вины. (Знаете, не удивлюсь, если после подобных публикаций появится инициатива маркировать наши молитвословы пометкой «18+»).
Malchik-Berhin
Далее автор рассуждает, что весь смысл жизни христианина заключается в изнуряющем поиске грехов. И вот здесь руководитель «Предания» пошел по ложному пути, который противоречит Священному Преданию. Поиск грехов не является в христианстве самоцелью. Смысл жизни православного человека совсем не в том, чтобы заниматься психоанализом и самоугрызением (хотя, признаюсь, слова про оговорки по Фрейду сами просятся на клавиатуру).
Ведь лирический герой публикации, наверняка, сам автор. Да-да, и это не смотря на его оговорки, мол, это не только личный опыт, но обобщение. Даже адрес ссылки на пост в этом свете выглядит интересно: molitvoslov-i-ego-malchik-berhin (даже скриншот сделал на память).
Вся проблема в том, что Владимир, видимо, с самого детства превратно понял православное христианство. Почему? Потому что оно не о болезненном самокопании в поиске грехов. Оно о борьбе с грехом, который, словно раковая опухоль, готов опутать метастазами всю душу. Ратном подвиге во имя настоящей любви и Бога. А Любовь — это всегда жертвенность. Готовность пожертвовать ради Господа даже своими гормонами.
Змей Гормоныч
Не спроста в чине оглашения человек, готовящийся принять таинство Крещения недвусмысленно именуется «новоизбранным воином Христа Бога нашего». Он становится солдатом армии Бога, добровольно став под знамёна Спасителя. Христианство — это не сказка, потакающая слабовольным юнцам, которые зациклены на своей разбухающей сексуальности. Христианство — это война с силами зла, где каждый должен определиться на какой он стороне.
Кстати, именно на этой идее основаны все русские сказки, где есть Змеи Горынычи и смелые богатыри, которые рубят им головы. Но автор обсуждаемого поста почему-то больше симпатизирует другим героям, которые в фольклорных историях предпочитают отсиживаться в укромном месте. Может поэтому он допускает себе пассажи про «патриотические православные завывания о погибели земли русской от разгулявшихся страстей»?
Откровенно признаюсь, меня постоянно удивляет способность нашей либеральной интеллигенции экстраполировать свои комплексы на всю Церковь. То они нам указывают, что мы не должны покупать цветы учителям на 1 сентября; или то, что аборт это и не грех вовсе; то вдруг открытых гомосексуалистов мы просто обязаны в храмы запустить, а теперь вот уже и до молитвословов добрались.
Трансформатор в штанах
И потом, у меня стойкое ощущение, что главный блогер «Предания» слишком акцентируется на сексуальном вопросе. Но лично я в своей пастырской практике не увидел такого акцента, хотя у меня постоянно исповедаются дети всех возрастов. Не говоря уже про воспитание своих сыновей. Более того, со мной, как с семейным священником, часто советуются в соцсетях родители и даже подростки. И нигде я не встречал особой «озабоченности», связанной со строгостью молитвословов.
По этой причине, смею предположить, что масштабы психологических травм от молитвенных книжек, якобы больно бьющих по «гормонам» — сильно преувеличены. Например, мои дети не читают молитвенные правила от корки до корки, а особенно до той молитвы, которая так уязвляет Владимира Берхина. У них своё посильное правило.
И лично я всегда объясняю, что православное христианство нельзя воспринимать как систему запретов. Частица «НЕ» в наших заповедях не является запретительной, а лишь имеет оградительные функции. Это как табличка на трансформаторной будке «Не влезай — убьёт!». Можно, конечно, проигнорировать предупреждение… отдаться влечению гормонов. Но это может плачевно сказаться на всём организме. Именно поэтому апостол Павел воскликнул: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Слышите? Гормоны не должны обладать нами.
Без тормозов
Кстати, святые отцы в один голос утверждают, что именно грехи, которые связаны с физиологическими отправлениями сложно побороть, в том числе, связанные с детородными функциями. Но если совсем не тормозить, а поддать газу блудным страстям, то неизвестно где очнёшься — в «кювете» сексуальных извращений или в «дереве» педофильства. Думаете, преувеличиваю? Читайте матчасть святых отцов. Они на ярких примерах рассказывают до чего может дойти человек без тормозов.
Ведь по сути, христианская аскетика — это как правила дорожного движения. Нас же Евангелие и святые отцы призывают всегда переходить улицу на «зелёный свет». В противном случае, мы рискуем быть духовно покалеченными или вовсе погибнуть… для вечности. Поэтому лично я никогда не пойму советов, в которых зрелый руководитель благотворительного фонда намекает — не ограничивать юношей переходить на «красный», дабы не повредить их тонких душевных настроек. (Ну, они же дети у них же гормоны!) Причём, вину за всё умудряется возложить на ни в чем неповинный молитвослов, который, по сути, является набором слов, которыми святые обращались к Богу.
«Пророки» от психологии
Но более всего меня покоробила попытка автора того поста перетолковать Евангелие, где Христос однозначно говорит, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Но Владимир Берхин, по всей видимости, сомневается, что нужно раскаиваться «за мысли и желания точно также, как за дела». Это всё от незнания вероучительного строя Православной Церкви. Потому что нужно чаще обращаться к христианской святоотеческой мысли, чем к новоявленным «пророкам» от западной школы психологии.
Ну, и выводы в обсуждаемой публикации слишком общие и размытые. Видно, что, скорее всего, не ради них была затеяна статья. Автор вдруг обратился к избитым истинам, дескать, нужно искать Бога, а всё остальное приложится. Но после прочитанного возникает резонный вопрос: а каким образом искать? После того, как дал волю своим гормонам? Сомневаюсь, что молодому человеку, который пустился во все тяжкие — нужен будет Бог.
А я знаю, о чём говорю — сам через это всё прошёл. И искренне жалею, что не смог сохранить целомудрие (в святоотеческом понимании — целостности ума), а пришёл к Богу уже изрядно потасканным и раздробленным… а растраченное духовное здоровье уже не вернешь. От этого страдают все: семья, друзья, сослуживцы и я сам. Таков мой печальный личный опыт.