Душа, находящаяся в мире с Богом, не может произнести проклятия, уверен иерей Андрей Чиженко
Прежде всего нам нужно понять, что проклятие – большой грех. Ведь, в сущности, что такое проклятие? Оно произносится в сильнейшем гневе, когда один человек испытывает к другому страшную злобу, градус которой чуть-чуть не доходит до физического убийства. Конечно же, первопричина проклятия и его мотивация – это проделки злого духа, ненавидящего все живое и особенно человека. Душа, находящаяся в мире с Богом, не может произнести проклятия. Это способна совершить душа, водительствуемая бесом.
Мы должны понять одну простую истину, которая очень хорошо раскрыта в Новом Завете: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1–5). Конечно же, в данном евангельском отрывке в первую очередь под Словом подразумевается Господь наш Иисус Христос – второе Лицо Святой Троицы.
Но также мы должны понять, что и со слова с маленькой буквы все начинается. Не с дела и не с поступков, но со слова.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» писал: «Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворен и стоит: нося всяческая глаголом силы Своея; и однако ж мы грешные обходимся словом так легкомысленно, небрежно. <…> Христианин! Дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни». И продолжая мысль великого святого, хочется сказать, что слово это – молитва. С нее начинается жизнь для человека. И как только она прекратится, разрушится мир. На ней все стоит, и с нее все начинается. Поэтому, когда батюшке задают любой вопрос о проблемах, он зачастую начинает свой ответ со слов: «Молитесь, а там Бог все управит». Это истинно так! Молитва – начало всех начал. Действие, поступок, освященные ею, будто могучий дуб, произрастающий от верного и глубокого корня в доброй почве.
Проклятие же само по себе действует очень негативно и разрушительно на тех людей, которые его произносят. Потому что такой человек, объятый злобой, добровольно отлучает себя от Бога, Который, как известно, есть Любовь. Потому проклятие в первую очередь направляется на проклинающего. Оно привносит в его сердце гнев, раздражение, злопамятство и, как следствие, беспокойство, рождающее физические (инсульт, инфаркт) и психические болезни. Также в социальном отношении гневливый человек обрекает себя на тотальное одиночество. Мы так устроены Богом, что должны любить всех людей без исключения, ведь мы единое целое. И, по сути, братья и сестры, имеющие одних прародителей – святых праотцев Адама и Еву. Потому злоба на одного человека часто перерастает в злобу на других (если не на всех людей!). В итоге такой человек разрушает связи с окружающими, отгораживается от них. Мы же связаны с другими людьми и Господом узами любви. Я не говорю уже о том, что человек (любой из нас!) – образ и подобие Божье. И оскорбляя или проклиная его, мы тем самым обижаем Творца. Тем более что Христос заповедовал нам любить всех, и прежде всего врагов.
Если шлют проклятие в ваш адрес, не впадайте в панику. Незаслуженное не осуществится. В Книге Притчей Соломоновых (26:2) сказано: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется».
Ну, а если человек совершил грех, то какая разница, проклинает его кто-то или нет? Ведь все равно уже «включен» вселенский механизм наказания. И пока человек не исправится, он будет страдать. Какой же выход? Ответ очень прост – плоды покаяния: попросить прощения, исповедоваться в своем грехе, признать свою вину – и все Господь простит. Ни греха, ни проклятия не будет. То есть проклятие не является самодовлеющей фаталистической субстанцией типа «Меня прокляли – значит, я умру» или «Меня прокляли, потому у меня жизнь не складывается». Это неверные самовнушения. К сожалению, подобные саморефлексии являются питательной средой для разного рода «бабок», гадалок, экстрасенсов, «снимающих проклятия, порчи, сглазы, венцы безбрачия» и прочее. К ним идут малоцерковные люди, которые привыкли к удобной формуле, являющейся фундаментом для их жизни: «Во всех моих бедах виновны другие. Я же очень хороший и добрый человек». Такие люди ищут врагов, и служители сатаны с радостью им их предоставляют: в соседях, тещах, свекровях, начальниках, завистливых друзьях, любовниках, любовницах, коллегах по работе – список очень длинный.
Православный же человек понимает: главный мой враг – я сам и сатана с бесами, которые меня подстрекают на плохое; основная моя война – со страстями; я живу плохо не потому, что президент плохой или сосед кладбищенскую землю подсыпал под порог моего дома, а из-за того, что грешу и тем самым разрушаю свою жизнь, впускаю в себя зло и отлучаю себя добровольно от Бога. Вспомним слова святителя Василия Великого. Он говорил, что конец исполнения заповеди Божьей – вечная жизнь, а нарушение заповеди Божьей – смерть. В данном контексте и проклятие, изреченное на человека справедливо, по заслугам может, конечно же, повлечь за собой наказание, но не эфемерно-фаталистически-безысходное, а за конкретный грех. Потому будем в первую очередь избавляться от грехов, тогда и никакие проклятия на нас не подействуют.
Иерей Андрей Чиженко