«Батюшка, меня сглазили, что делать?» Отвечает иерей Андрей Чиженко.
К сожалению, к священнику очень часто обращаются православные «овечки» с перепуганными глазами, с тревогой и смятением в сердце, а иногда даже и с ужасом, который потрясает все внутреннее существо человека, и задают один и тот же вопрос: «Батюшка, меня сглазили (на меня навели порчу), что делать?»
В этом смысле мне очень нравится шутка. Кажется, она принадлежит перу отца Александра Авдюгина: «Если на вас навели порчу или вас сглазили, то вам можно не молиться. В Бога вы не верите».
Пожалуй, лучше не скажешь. Почему? Проведем словесный эксперимент.
Допустим, на человека действительно некие колдун или ведьма навели порчу или сглазили, или произвели другие ритуальные магические действия.
Человек же этот ходит в храм, исповедуется, причащается Святых Христовых Таин, регулярно молится, пьет святую водичку, вкушает просфору, носит нательный крестик, т. е. он облечен реально, фактически, духовно во Христа, и Христос пребывает с ним.
И вдруг он узнает, что кто-то там на него навел порчу. У него начинается паника, ужас, страх и прочее. Почему? Потому что внутри такого человека происходит предательство Христа. Предательство Бога. В чем оно выражается? Человек внутри себя задает себе, выражаясь сценичным языком, сверхзадачу, некую программу о том, что сатана сильнее Бога. Ибо в другом случае его сердце даже бы не пошевелилось в сторону страха и ужаса от порчи. Он бы подумал: «Я – православный христианин. Во мне регулярно пребывают Тело и Кровь Христовы. Я регулярно исповедуюсь, ношу нательный крест и осеняю себя крестным знамением. Что со мной плохого может произойти? Ничего. Ибо Бог всесилен и всемогущ. А дьявол против него – микроб, таракан. Такая же тварь (в смысле сотворенное Богом существо), как и я, только уже осужденная на вечное проклятие. Ну и пусть все это идет мимо меня. А я лучше пойду кафизму еще одну почитаю или поклоны положу на молитву преподобного Ефрема Сирина». И все, и забыл такой человек ненужную ему и вредную информацию. Если же что-то и приложилось, страх какой-то – поисповедуется такой человек. И все. И пошел дальше по лествице совершенствования вверх.
Человек же суеверный, т. е. верящий в суету, в тщетность, в бессмысленность, на этом этапе обработки полученной информации о порче, предаст Бога и уважит диавола. Мол, сильный он, а значит и порча (сглаз) действенны. И попал в цепкие лапы рогатого. Затем тревога, паника, ужас, беспокойство. А иногда даже психическое расстройство на этой почве.
А все почему? Потому что вырвал свою детскую ручонку из Божьей десницы и пошел на страну далече, как блудный сын, попал в рабство к диаволу, выпрашивая у него рожки и желая питаться со свиньями. Вот ведь в чем ужасный и нелепый парадокс! Такой человек сам бросает свой святой образ и подобие Божие, втаптывает их в грязь и уподобляется лягушке, загипнотизированной змеей, которая квакает, но прыгает змее в пасть.
Об этом всем нам говорит Господь наш Иисус Христос: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Об этом же нам говорят и святые апостолы. Например, святой Иаков, брат Господень: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:5–8).
О том же нам говорят и святые отцы.
Преподобный Макарий Оптинский: «Для истинного христианина не страшны наговоры и порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям».
Вот и мы должны быть тверды во всех наших путях. Мы воины Христовы. Мы во Христа облеклись в Святом Таинстве Крещения. Облеклись и продолжаем облекаться каждый раз, когда причащаемся. Благодать Святого Духа в Церкви, как в нескончаемой Пятидесятнице, продолжает сходить на нас. Не будет терять же, братья и сестры, эту священную высоту, на которую нас возвел сам Спаситель Своим Искупительным Подвигом, не будем возвращаться в болото диавольских страстей.
Но самое главное – не будем предавать в самих себя Бога, Который как жемчужину драгоценную держит нас за пазухой подле сердца; Который как больного и капризного ребенка несет нас по жизни на руках.
Иерей Андрей Чиженко