СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Как сообщает ряд порталов, в частности, Коммерсант, «спрос на мистические передачи на российском телевидении в первом полугодии значительно вырос. Телеканалы начали перезапускать старые проекты и вводить новые передачи». Растут также продажи эзотерической литературы и курсов различных оккультных практик.
Это может показаться удивительным. Эзотерика постоянно сталкивается с разоблачениями — можно вспомнить хотя бы прекрасный фильм Бориса Соболева «Идущие к черту». Снова и снова почтеннейшую публику ставят перед примерами того, что эзотерики — бессовестные жулики, использующие легковерие людей для собственного обогащения, а все их «сверхспособности» являются грубым фокусничеством. Тщетно — «сердце млеет, гадалке внимая».
Почему? Можно предположить несколько причин.
Во-первых, мы живем в мире конкуренции — где на каждом углу продаются курсы и тренинги, которые должны дать вам преимущества в борьбе за земные блага, предоставить вам некое психологическое и экономическое «чудо-оружие», снабдить вас тем «апгрейдом» который позволит обойти конкурентов.
Конечно чудо-таблеток не бывает, чтобы пробиться в жизни нужны напряженные усилия — которые, при этом, обещают скромный достаток, а не золотые горы. И эти усилия нужно прилагать долго — учиться, потом работать, выстраивать отношения с людьми, зарабатывать репутацию.
Люди ищут легкого пути. Поэтому продавцы чудес всегда будут находить своих покупателей.
Когда речь идет об эзотерике, на этот фактор накладывается другой — тяга людей к чуду и тайне. Борцы за научный атеизм наивно верят, что «науки ясный свет», разогнав «религиозную тьму» сделает всех людей добрыми материалистами. Но опыт показывает, что материализм держится, пока его жестко навязывает государство. Когда режим принудительного атеизма падает, люди тут же кидаются в «мир таинственного», а предприимчивые издатели (и телевизионщики) превращают суеверия в доходнейшую индустрию.
Материализм не только неоснователен философски — он предлагает крайне малопригодную для жизни картину мира. Глубокую человеческую интуицию, указывающую на существование сверхприпрородного мира, невозможно устранить при помощи разоблачений конкретных случаев шулерства. Человек не перестанет хотеть пить, даже если совершенно справедливо указать ему на то, что вода, к которой он бежит, является миражем.
Чувство таинственного — которое побуждает людей питать странный интерес к астрологии, летающим тарелкам, экстрасенсорике и тому подобному, это выцветшие и искаженное чувство священного, то, что немецкий религиовед Рудольф Отто называл «Misterium Tremendum»
Интерес к эзотерике закономерно растет в тревожные времена, когда привычный мир уходит из-под ног, по еще одной понятной причине. Эзотерика создает иллюзию контроля. Человеку кажется, что он знает волшебные слова, особые ритуалы, методы воздействия на реальность, которые помогут ему обрести безопасность и контролировать ситуацию.
При этом эзотерика предлагает «дешевое» решение. Врач может потребовать от вас изменения образа жизни. Еще более глубокая перемена требуется традиционной религией. Эзотерика не требует ничего подобного.
В самом деле, различие между эзотерическим и христианским отношением к духовной реальности хорошо передается противопоставлением между словами из молитвы Господней — «да будет воля Твоя» и человеческой установкой «да будет воля моя»
Все эзотерические техники обещают людям исполнение их воли. Они обещают (ложно) осуществление их вполне посюсторонних желаний. Они говорят, что сделают Вас богатым, здоровым, победительным и неотразимым.
Христианство говорит о том, что человек создан для жизни вечной и блаженной, для блага, бесконечно превосходящего все блага этого мира; что цель нашей жизни лежит за ее пределами. Мы хотим быть счастливы в этой жизни — и в таком желании нет чего-то в принципе плохого. Но все счастье, которое мы можем обрести здесь, неизбежно несовершенно и преходяще. Итогом самой счастливой и благополучной жизни является смерть; мы все состаримся, изветшаем и умрем, как и все, кого мы любим.
Хуже того, этот мир (и мы сами) поражены грехом — люди без конца враждуют и ненавидят, даже там, где более всего должна быть любовь — в семье — она нередко умирает. Браки распадаются, родные люди становятся чужими.
Но мы созданы для настоящего, вечного, неувядаемого счастья — для любви, которая никогда не иссякнет.
Чтобы обрести ее, нужно пережить определенного рода переворот — пересмотр ценностей и устремлений, который Библия называет «покаянием».
Иногда этим слово называют что-то вроде «сожаления человека о том, что некоторые из его поступков не соответствовали его моральному кодексу». Это неверно.
До своего обращения Савл поступал в точности так, как от него требовал его кодекс — он преследовал христиан именно потому, что видел в этом священный долг перед своим народом и своей религией. Возможно, он даже каялся в том, что преследует их недостаточно усердно — или еще в каких-то мелких человеческих слабостях.
Покаяние может означать слом старого кодекса вообще. Это переход в другую картину мира, где все становится совершенно иным.
Мы встречаем живого, истинного Бога, воля которого всегда и неизменно направлена к нашему благу. Бог, который имеет Свой замысел о каждом из нас. И самое лучшее, что мы можем сделать — это искать Его, благой и спасительной воли.
Покаяние в этом смысле — самое освобождающее и радостное, что может быть в жизни. Как мы поем на Литургии, «Мы видели свет истинный, мы приняли Духа Небесного, мы обрели веру истинную»
Нам уже не нужно искать оккультных средств, чтобы сделать как мы хотим — мы ищем не своей воли, а Божией.
Этот переворот труден не потому, что он требует сверхусилий — а потому, что он требует отказа от глубочайшего недоверия к Богу, которым отмечен наш падший род.
Даже обратившись в Православие, человек может продолжать искать в нем инструмент осуществления своей воли — личной или коллективной, достижения целей, которые представляются ему важными, необходимыми, даже священными. Вера видится как средство осуществления великих проектов и достижения великих целей. Это выглядит намного благообразней пошлого оккультизма — когда человек наколдовывает себе денег — но это отражает тот же принцип: «да будет воля моя».
Покание — это обращение к Богу и принятие Его целей для нашей жизни. Оно исходит из того, что Бог благ, и ищет нам только блага, и премудр — и знает, как этого блага достичь.
Оно связано с ошеломляющим открытием, что существует Бог, который любит каждого человека лично, о каждом имеет Свой замысел и попечение, и каждого призывает к общению с Собою.
Пока люди не совершили этого открытия — они будут искать утоления своей жажды где-то еще. Как сказал Пророк, «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13).