Проголосовать: | голосов: 0 |
Пакибытие – новое бытие, возрождение,обновленная жизнь (Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина)
Кто не парился в русской бане, тот никогда не сможет понять, что такое ощущение настоящей телесной чистоты и легкости. А кто никогда не был на исповеди, не каялся от всего сердца и не причащался, никогда не сможет понять, что такое настоящее духовное очищение – баня пакибытия.
Люблю русскую баню. Всегда после ее посещения приходит мысль, как же простая русская парилка с березовым веничком схожа с тем, что происходит с нами на исповеди и причастии. И Церковь учит нас, что физические законы имеют такой же принцип действия, как и духовные заповеди.
Поэтому можно посоветовать тем, кто не понимает, зачем нужна Церковь, но желает понять, для начала хотя бы один раз посетить простую русскую баню. Ведь недаром в Церковном понимании таинство Крещения называется «баней пакибытия». Это же можно отнести и к другим Церковным таинствам – исповеди, причастию Тела и Крови Христовых.
Все законы: и духовные, и материальные – исходят из одного Источника. От Бога.
Жар, биение себя веником, пот в три ручья, затем обливание холодной водой, потом ощущение полета и необычайной легкости тела и радость души – разве можно все это ощутить в ванне? Конечно, нет.
Жар в парилке и воду можно – относительно, конечно – сравнить с действием Духа Святого на нашу душу. Жар раскрывает все поры, проникает в них, очищает и выгоняет шлаки с потом. А вода все смывает и охлаждает, даря покой и ощущение полета.
Веник, мочалка, мыло – инструменты, какими в духовной жизни являются искренние и сердечные молитва и покаяние. А также Таинства исповеди и причастия, через которые действует и входит в подготовленную душу Сам Бог, раскрывая и очищая наши душевные поры, изгоняя из нас Своим Божественным жаром грехи и страсти, соединяя с Собой и даруя Божественную благодать, а через нее духовную чистоту и умиротворение. Но для этого тоже нужно попотеть. На своем примере скажу, что, когда первый раз исповедался, с меня семь потов сошло от стыда и страха.
Но плоды такой духовной бани этого стоят. Честно.
Когда мы выходим из парной, говорим: душевно попарились. Не духовно, а душевно. Что мы под этим подразумеваем? Что ощутили в душе и в теле радость. Так как тело таинственным и теснейшим образом соединено с душой, то и все наши чувства и телесные ощущения отзываются в душе. Поэтому мы чувственные люди. Посидим в хорошей компании под хорошую закуску – душевно посидели. Хорошо попарились – душевно попарились.
А когда душа соединяется с Духом, здесь начинается духовность. Духовная жизнь. Чувства становятся не плотскими, а духовными, тонкими. Страстность и чувственность утихают, и в нас начинает действовать благость через Духа Святого. Это тогда, когда мы приобщаемся бани пакибытия – духовной бани, где очищается не тело, а душа. Это Церковные Таинства, крещение, исповедь, причастие и другие духовные действа, через которые входит в нас Сам Бог, очищая нас и соединяя с Собой. И тогда мы уже становимся ближе не к плоти, не к душевному, чувственному человеку, а к духовному, Ангельскому миру, Царству святых, к вечной жизни с Богом. Вот в этом и есть смысл жизни человека: освободиться, очиститься в бане пакибытия от всего грубо-душевного, чувственного: от страстей и зависимостей, шлаков и грязи, коими являются грехи и их последствия – вся наша страшная, пустая, безбожная смертная жизнь в суете, злобе, соперничестве ради временных земных утех. Осознать свою греховность, раскаяться в грехах, очиститься с Божией помощью и войти в Царство Бога, куда ничто нечистое войти не может: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27).
В идеале, к концу жизни человек должен больше думать о духовном и вечном, а не о земном. Поэтому Бог так все придумал, что человека с возрастом перестают одолевать плотские желания, притупляются обоняние, осязание, слух, зрение. К сожалению, очень многие и в таком возрасте больше думают, как продлить земные удовольствия, а не о смысле жизни. Но это уже о другом.
Одним из инструментов духовного очищения является и Великий пост, который можно сравнить и с баней, и с медицинским обследованием, а затем лечением, и с тренировкой, и с приобретением правильных привычек, и с учебой. Потому что во время поста должны концентрироваться наши желания, воля и устремления быть с Богом и жить в Его Царстве. А для этого нужно учиться жить не ради себя и своих земных хотелок, а ради Бога и ближних своих, очищая свою душу в духовной бане покаяния, воздержания и молитвы.
Диакон Олег Рыжков
Твитнуть |