Проголосовать: | голосов: 3 |
Меня иногда упрекают в том, что ставлю много материалов, где говорится о любви, свободе и совершенно игнорирую какие-либо формальные внешние правила в духовной жизни. Немного об этом.
Отрицать правила или законы просто глупо. Они необходимы в любой жизненной сфере. В том числе и духовной. Невозможно жить без правил и законов. Даже у самого безалаберного человека есть свои собственные правила или принципы жизни.
Но есть главное, а есть второстепенное. В духовном делании, с точки зрения Евангелия и всего учения Православной Церкви, главные заповеди, которым мы все должны учиться, чтобы в вечности оказаться со Христом в Небесном (Божием) Царстве – это любить Бога и ближних своих. Потому что Бог есть Любовь (1Ин., гл.4, ст.16), а мы должны уподобиться Ему. К этому должны быть направлены все наши устремления, если мы считаем себя христианами. Об этом проповедует сам Господь наш Иисус Христос через все Евангелие, в том числе и в Нагорной проповеди (Мф., гл. 5-7).
Здесь нужно уточнить важную деталь. Под любовью христианство подразумевает, прежде всего, не пустые слова и чувственность, а действие. То есть жертвование своим временем, средствами, возможностями, здоровьем и даже жизнью, ради семьи, родины, окружающих тебя людей и Бога. Христос так и говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15, ст. 13).
Апостол Павел вторит Ему и пишет: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. гл. 13, ст. 8-10).
Вот это и есть главная парадигма духовного пути в христианстве. А все остальное: молитва, исповедь, Церковные Таинства, всё Церковное устроение и вся наша духовная жизнь – являются второстепенными по отношению к главной цели и средствами, которые должны к ней вести. Если этого не происходит, то всякие молитвенные правила, уставы, чинопоследования, послушание, которые, несомненно, нужны для дисциплины, порядка и других подобных вещей, но, повторюсь, если они не ведут к научению любви – пустая трата времени.«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. гл. 13, ст. 1).Бездумное исполнение правил и указов, неправильное понимание православной веры порой приводит к страшным последствиям.
Таким, как недавнее шокировавшее многих убийство православным священником своей жены, мздоимство, торговля святынями и Таинствами, и деспотизм. И самому православию в наше время грозит великая опасность. Не менее опасная, чем ересь арианства, которая в III веке поразила огромную часть Церкви. А истинное христианство сохранялась в отдельных подвижниках, таких как свт. Афанасий Великий и Василий Великий.Этот старый-новый вызов сатаны Православию и Церкви называется бюрократия и формализм, поклонение золотому тельцу, букве чинопоследований и сухого закона, тоталитаризму, внешнему строительству дорогих стен, золотых куполов и благочестию при внутреннем разложении. Об этом предупреждали многие святые. Поэтому сейчас, как никогда, необходим живой диалог между священноначалием, священством и всем церковным народом. Открытое и обширное обсуждение церковных проблем, предложений об устройстве церковной жизни в православных СМИ, на епархиальных и приходских собраниях и церковных соборах. Если в Церкви возобладает административно — командное управление и формализация духовной жизни, а не отеческое соборно — духовное руководство, будет страшная беда.
Именно по этой причине главной концепцией сборника «ДУША» стало правило писать о научении любви. И все остальное рассматривается редакцией сборника только через призму этой главной концепции.
О свободе. Мы все разные. И каждый из нас может выражать свою любовь, веру и творчество свободно. Важно, чтобы было правильное понимание христианства. «Люби Бога и делай что хочешь», – верно сказал св. Августин когда-то. А вот для правильного понимания даже этой цитаты необходимо правильное образование, а значит и правильные учителя.
В этом смысле актуальна недавно созданная авторская программа Владимира Легойды «Парсуна» на ТК «СПАС». В ней участвуют интересные, творческие, думающие, свободные люди. И в своей свободе они откликаются на тихий зов Христа и приходят к Богу и в Церковь.
Никого нельзя заставить прийти ко Господу, а тем более служить Ему, молиться или ходить в храм. Вернее, заставить-то можно, но ничего хорошего из этого не выйдет. Нельзя манипулировать людским страхом и неграмотностью, как это часто происходит. Мы рабы Божии. Но рабство Богу – это не рабство человекам. Раб Божий – это добровольное уничижение себя для научения смирению и кротости, первым шагам на пути к любви, а не отказ от свободы и творчества. Мы не должны навязывать себя, свою веру и свои убеждения другим. Мы можем только любить, предлагать и объяснять, если нас хотят слышать. Так делал сам Господь.
Богу не нужны оловянные солдаты. Богу не нужно точное и формальное исполнение правил, предписаний, указов, уставов, чинопоследований и других действий. И моей душе подобное отношение к любой стороне жизни противно. В свое время, когда я только пришёл в Церковь, это выразилось в моих стихотворных мыслях, некоторыми из которых я уже делился в своих предыдущих заметках. Поделюсь еще несколькими строками из цикла моих раздумий «Детство во Христе».
***
Истосковалось все во мне, истосковалось.
По правде, по добру и простоте.
По Божьему душа истосковалась,
Смердеть устала в грешной срамоте.
Вот пятьдесят уже. А много ли их было
В пути моем – Любви и Чистоты?
Сухими ветками грехи торчат постыло,
Из сердца, выпив соки красоты…
***
Ночь. На кухне мерцает лампадка,
Разливая таинственный свет.
Под иконками прячет разгадку
Жизни будущей «Новый Завет».
Мне сегодня в раздумьях не спится
Подхожу к образам и стою,
И не можется что-то молиться,
Все на лики святые смотрю.
И они мне в ответ оживают,
Молча в сердце моем говорят,
Будто дома я с ними бываю,
Но мне в гости вернутся велят…
Рано, рано. Не в брачной одежде
В дом святой никогда не войти.
И слеза пробегает о прежнем,
Замаравшем наряд мой пути.
Богу нужно только наше сердце. Осознанно-покаянное, искреннее, неравнодушное, живое, стремящееся к любви, вверх, к Отцу, в Отчий дом. Вот и все правила.
Диакон Олег Рыжков
Твитнуть |