Как правильно общаться с Богом, советует духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук).
– Отче, как выстроить живое общение с Богом?
– Так же, как мы выстраиваем живое общение с людьми. Когда у нас хорошее настроение, ничего не болит и не беспокоит, не гложет зависть или обида, то мы можем общаться с родными, близкими, друзьями весь день, хоть до утра. Если же пребываем в гневе, нам неприятен собеседник, у нас что-то болит или мы куда-то торопимся – разговор бывает кратким, раздраженным, сухим, неживым, хочется побыстрее его закончить.
Живое общение с Богом в первую очередь выстраивается через молитву. И как для приятного общения с другими людьми необходимо быть в приподнятом настроении, так и молитва творится лишь тогда, когда мы спокойны, умиротворены, а наши грехи и страсти, злые привычки или преодолены, или хотя бы глубоко спрятаны и крепко связаны терпением, смирением и любовью к Богу и ближним. Если мы одержимы какой-либо страстью, которой услаждаемся и даже не пытаемся с нею бороться, никак нельзя настроиться на живое общение с Богом: наша молитва рассеянная, краткая, мы ею тяготимся, дремлем, думаем не о Творце, а о своих проблемах и лишь формально вычитываем или слушаем молитвенные каноны и правила. Именно из-за отсутствия настоящей молитвы большинство из нас, даже не стыдясь, говорит: «Иду вычитывать правило». Это как раз может свидетельствовать, что общения с Богом нет.
– Но разве можно сразу настроиться на живое общение с Богом? Безвременно желая такого общения, не уклонимся ли мы в протестантизм и сектантство, где постоянно на этом делают акцент?
– Да, такая опасность существует, когда человек безмерно горд, самовольничает, не признает авторитета святых отцов Церкви, пренебрегает советами духовника или, ссылаясь на свою занятость и усталость, ленится ходить в храм, пренебрегает молитвой и постом. Еще, и это, пожалуй, самое важное, подобный сектантский подход имеет место, когда человек воображает, что он безгрешен или всячески оправдывает свои смертные грехи, апеллируя к потребностям природы и духа времени. «Безгрешному» и не осознающему всю опасность страстей человеку Спаситель не нужен, и его молитва – это лишь театральная постановка. Не случайно все протестантские богослужения и даже проповеди сопровождаются легкой инструментальной музыкой, иногда бурными эмоциями пасторов, как на театральной сцене. Есть ли там общение с Живым Богом? Возможно ли в таких условиях услышать «глас хлада тонка», в котором пребывает Господь и который сподобился ощутить святой пророк Илия?
– Что значит Живой Бог?
– Живой Бог – это любящий, всевидящий, всезнающий, дарующий радость бытия всему живому и определяющий глубокую суть всего существующего. Он всегда готов оказать скорую помощь и одновременно долготерпелив в отношении человеческих немощей. Антипод Ему – языческие боги, которые олицетворяют собой греховные привычки и страсти. Человек, служа им, думает, что он живет, а на самом деле духовно и физически постепенно себя разрушает и умерщвляет. Прискорбно, но вся современная секулярная культура, даже прикрываясь христианскими атрибутами и символами, имеет смертоносное действие. Мы пожинаем горькие её плоды – разваливающиеся семьи, безудержное распространение разврата, объявление нормой противоестественных грехов, погоня за легкой наживой, военные конфликты даже между братскими христианскими народами.
– Связан ли как-то сегодняшний формат общения людей (СМС, соцсети и др.) с уходом от живого общения, с искаженным пониманием общения с Богом?
– Технические средства, конечно, живого общения не заменят, но могут его поддерживать. При этом нужно постоянно стремиться к непосредственному общению друг с другом. Когда я служил в армии на севере Архангельской области, на берегу Белого моря, за три тысячи километров от родного дома, мне приятно было получать письма, а голос родных, услышанный по телефону, доставлял несказанную радость и утешение. Ныне здравствующий старец Ефрем из Ватопедского монастыря и другие братья, подвизающиеся на Афоне, считают, что не нужно бояться нового технического формата общения, ибо он Богом промыслительно призван способствовать сохранению остатков той любви, которая, согласно пророчеству апостола, в последние времена сильно оскудевает. Однако это происходит не вследствие использования средств коммуникации, а из-за греха, который с их помощью активно продуцируется и распространяется. Важно научиться пользоваться этими средствами для противодействия греху, вырабатывать своего рода противоядие. При этом всяким средством, пусть кажущимся безобидным, человек в силу своего эгоизма и удобопреклонности ко греху склонен злоупотреблять. Плохо, когда мы теряем уйму времени на бесполезные дискуссии в социальных сетях, заканчивающиеся, как правило, не выяснением истины, а словесной дракой и ненавистью.
Если я чувствую, что неловок и могу создать аварию, садясь за руль машины, то лучше никогда водить не буду. Так же и с интернетом. У кого вера еле теплится, то, чтобы она совсем не пропала, лучше туда не заходить. Кроме того, родители должны контролировать, что делают в интернете их дети. С другой стороны, если ваша вера закалилась в скорбях и искушениях, то необходимо помогать другим укреплять их слабую веру любыми способами, в том числе и через интернет.
– Возможно ли развивать живое общение в современной жизни? Или это уже пройденный этап?
– Думаю, не стоит делать скоропалительных пессимистических выводов. Живое общение еще пока присутствует. Если бы его не было, то ненавистью и полным равнодушием мы давно бы молча уничтожили друг друга – мир перестал бы существовать и без задействования ядерного оружия. Пусть хоть на уровне СМС, но общение между людьми сохраняется. Главное – наполнять его не праздным, а подлинным духовным смыслом, то есть не только вести пустые разговоры, а вспоминать о евангельских и церковных событиях года, днях памяти святых, стараться изучать их жития и в чем-то подражать им. Технические средства в этом очень помогают. А прямой контакт тоже не всегда бывает спасительным. Например, в результате регулярных встреч с собутыльниками и злоупотребления спиртным или обыденных словесных и физических перепалок можно погибнуть и без использования технических средств.
– Каковы перспективы общения между Церковью и людьми?
– Если мы активизируем церковную миссионерскую проповедь и с амвонов, и через СМИ и постепенно будем преодолевать расколы и ненависть между христианами, то все большее число людей будет приходить в Церковь, а значит, будет увеличиваться плодотворное живое общение. Если же мы, ссылаясь на свое косноязычие, или усталость, или ложно понимаемое нами благочестие, будем отмалчиваться, пренебрегать проповедью Евангелия, то увеличится разделение между нами, а самые большие грехи будут объявляться нормой жизни, что окончательно нас погубит.
– Как в связи с этим может поменяться общение с Богом?
– Никогда, особенно в угоду политикам, не стоит на белое говорить черное, а на черное – белое, ибо тогда теряется дерзновение в молитве и совсем обесценивается её смысл. Не случайно в Европе, куда многие так стремятся, большое количество храмов ныне сдаются в аренду под банки, офисы, фитнес-клубы, магазины, жилые помещения или же разрушаются, потому что резко сократилось количество практикующих христиан. Не Бог, а мамона стала самым важным приоритетом их жизни. Хочется верить, что еще сохраняется малое число европейцев, для которых заповеди Евангелия никогда не потеряют свое значение.
– Какой основной смысл человеческого общения и Богообщения?
– Не только непосредственное общение, но и любое внимание, оказываемое человеку, пусть даже через СМС или одобрительный лайк в социальных сетях, является проявлением уважения и любви к человеку. Не стоит бояться и стесняться объясняться друг другу в уважении и любви. Тем более молитва к Богу о себе и о других людях – это деятельное проявление нашей веры. Кто не любит, тот не может и не желает с кем-либо общаться и тем более не хочет и не умеет молиться о себе и других.
Беседовала Наталья Горошкова