О том, как сражаются воины Христовы, рассказывает митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау).
По любви и от преисполняющей душу радости
– Владыка Николай, когда Богу угодно наше дерзновение?
– Вы хотите знать, можно ли нарушать послушание? Сейчас я придумаю пример, когда человек идет вразрез с традицией, но поступает лучше, чем если бы он всячески покорствовал установлению. Возьмем, например, апостола Павла, который добровольно сделался «позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4, 9), лишь бы другие спаслись. Понимаете? Или другой пример: когда Господь творил чудеса, поднимался с апостолами в гору, Он им наказывал: «Смотрите, никому ни о чем не говорите!» А они все равно разглашали. Потому что действовали по любви и от преисполняющей душу радости, и Господь их не наказал, наоборот – обнял и благословил.
– Бывает, сердце твое не принимает каких-то идей, которые требуют от тебя разделить большинство или начальствующие. Как быть?
– Что говорил старец Зосима из «Братьев Карамазовых» вашего русского писателя Ф.М. Достоевского?
«Перед некоторыми идеями стоишь в замешательстве, особенно перед человеческим грехом, – неуверенный, что нужно применить: силу или смиренную любовь, чтобы их побороть. Всегда надо решать: ?Буду бороться смиренной любовью”. Если поверить в это навсегда, завоюешь весь мир. Смиренная любовь – страшная сила, она сильнее всего…».
Это действительно так. Подвергшиеся страшным испытаниям христиане ХХ века тем и достигли этой духовной высоты, что составили лик новомучеников. Все мученики за Христа всех времен и народов имели такой дух. Например, святой первомученик Стефан явил пример смирения и любви. Это была такая же история убийственного ожесточения одних и кротости молитвенной – другого.
– А когда можно «освятить руку ударом», по совету святителя Иоанна Златоуста? Дал же, например, святитель Николай Чудотворец пощечину Арию, и это оказалось угодно Господу.
– Это совсем разные вещи. В последнем случае речь не идет о внешних врагах Церкви. Святитель Николай ударил еретика. Ересь – это заблуждение среди братии.
– Иногда говорят о том, что в начале ХХ века русский народ смирялся себе во вред. Смирение может быть во вред?
– Задача христиан не в том, чтобы причинить себе вред. А в том, чтобы смириться пред Господом. Именно это делали новомученики. Это и сегодня является нашей общей целью. Даже если мы причиним себе вред.
– Можно ли сказать, что победа, одержанная новомучениками смиренной любовью, важнее, чем если бы они дали отпор?
– Конечно. Так и есть. Слава Церкви – это мученичество, а не Византийская империя. Конечно, и Византийская империя была хороша. Но слава – это совсем другое.
Жив Господь, и других доказательств не нужно
– Поясните.
– Слава Русской Православной Церкви заключается сейчас, прежде всего, в славе новомучеников и исповедников российских. Для Церкви гонения никогда не были проблемой, это благословение Божие для христиан. Что написано на Кресте Христовом? Царь Славы.
Для Церкви гонения никогда не были проблемой, это благословение Божие для христиан
Если бы меня спросили, кем я хочу стать: 1) Президентом России; 2) самым богатым человеком в мире; 3) Патриархом в Церкви с хорошими традициями Патриаршества; 4) величайшим ученым мира; 5) священником на кладбище в какой-то деревне – я бы без всяких сомнений выбрал последнее.
Есть большая разница между тем, чтобы оказываться этаким под стать условиям соглашающимся со всем и всеми конформистом и быть настоящим священником. В первом случае речь идет о функционере, который подчиняется, как он полагает, некой практически корпоративной организации, которая называется РПЦ. Он исполняет свои религиозные обязанности, машет руками, благословляет и говорит какие-то конкретные устоявшиеся выражения. У него есть личная харизма – не в смысле получения даров Духа Святаго, а просто как некая привлекательность: он собирает много людей, улыбается, все его любят, хорошо к нему относятся. Не исключено, что он очень хороший организатор, помогает детям, бедным, организует какие-то мероприятия, все его за это любят, и мэр города говорит ему, что он «большой молодец». Он может и деньги зарабатывать неплохие, потому что он хорошо совершает всякие требы, вовремя и как надо освящает все и организует паломнические поездки для важных и нужных людей. Но очень жаль, если кто-то станет таким священником, такие священники не нужны.
Я не хочу сказать, что все это очень плохо и никуда не годится, плохо – если существует только это. А вот что значит быть настоящим священником. Священником нужно стать по призванию: это миссия, а не профессия и не хобби. Священник должен слушать не свой собственный внутренний голос и свои желания, он должен слушать голос Господа в себе, и только этот Голос потом должен воплощаться в его желаниях. Священник должен понимать, что значит молитва, потому что представьте себе священника, который говорит о молитве, говорит о том, как нужно молиться, но сам молиться не умеет. Или ему некогда. Это ужасно. Только на миг подумайте о священнике, который говорит об отцах Церкви, об их учениях, об истории церковной, а его слова, его голос не имеют жизни, он пребывает вне этой живоносной традиции. Зачем тогда ему говорить? И зачем нам слушать все это?
Священником нужно стать по призванию: это миссия, а не профессия и не хобби
А теперь представьте человека, который больше молится, чем думает, и его сердце больше направленно на выявление воли Господа, чем на свои собственные представления о том, как все должно было бы быть. Он больше вслушивается, чем организует. Больше созерцает, чем руководит. Представьте, что он сам больше исповедуется Господу, чем исповедует людей, отпускает грехи. Представьте, что во время литургии он спускает Господа на землю. Представьте, что к нему приходят люди страдающие, страждущие, и он им в сердце вкладывает веру, любовь к Господу. И когда это видишь, воочию видишь жизнь Евангельскую на земле, тогда говоришь: жив Господь, и других доказательств не нужно.
То, что разделяет людей в любом обществе, – это грех, он разделяет людей на лагеря, а объединяет только Господь. Если это так, а так оно и есть, – тогда очень важно быть священником. Быть священником в обществе, которое не признает Бога, которое ругает Церковь, которое глумится над Именем Господним. И лучшее оружие в этой борьбе – это почитание Господа и святость Церкви.
Это мое молитвенное пожелание настоящим и будущим русским пастырям – чтобы вы помогали страждущему миру Русской Церкви, прежде всего, но и всему миру – так, как того хочет Сам Господь.
Иной надежды, кроме Христа, у нас нет
– «Жить по-христиански невозможно; по-христиански можно только умирать», – как писал в своей книге «Видеть Бога как Он есть» архимандрит Софроний (Сахаров)...
– Церковь Словами Спасителя учит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Иными словами, где надежда ваша, там будет и сердце ваше, а иной надежды, кроме Христа, у нас нет, и, кроме соединения со Христом, у нас нет другой цели сердечной. И достигнуть этой цели можно только одним способом – молитвой и духовной жизнью по заповедям Христовым.
В этом мире есть разные постоянные. Я по образованию физик и пользуюсь обычно физической терминологией. Есть такие константы, которые незыблемы: мир меняется, а они остаются. Я говорю о православной вере. Ее нельзя изменить ни культурными различиями, ни языковыми, ни разными традициями, ни поветрием моды, ни новейшими открытиями и изобретениями – ничем! Ничто ее не может изменить. Она сама меняет все, и кардинальным образом.
Православная вера – это доверие Богу, выбор того пути, по которому Господу угодно тебя вести. «Аз есмь Путь» (Ин. 14, 6), – говорит Христос, и когда ты выбираешь Его волю и подчиняешь свою ей, ты с Богом. Это главное.
– Да, в этом случае отцы говорят: «Нужен гефсиманский труд».
– Молитва Самого Иисуса в Гефсиманском саду не была услышана (Мк. 14, 37). Точно так же, как не была услышана молитва первоверховного апостола Павла: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 11, 7–9). А мы, современные христиане, думаем, что мы что-то просим у Бога, и Он исполнит наши прихоти?
Верные и любящие Своего Главнокомандующего солдаты
– Как уберечься в наши дни от соблазнов? Как нам в этом может помочь опыт новомучеников?
– Думаю, сегодня православным христианам в России необходимо сосредоточить все свое внимание на том, чтобы удержать то, что было вам дано в результате периодов мученичества за Христа и тягот возрождения. Следует иметь в виду, прежде всего, три опасности.
Во-первых, и это самая опасная ловушка, – обмирщение. Масштабнее всего эта угроза может выразиться в политизации Церкви. Это крен в облечение Церкви в силу политической, земной власти. Также пагубны споры о том, у кого выше колокольня и краше иконостас. Это не имеет отношения к Евангелию. Обмирщение чревато оскудением богобоязненности в народе. Оно лишает людей благоговения перед Церковью, теряющей свою устремленность к Богу и освящение жизни в ее отрыве от всего земного.
Обмирщение чревато оскудением богобоязненности в народе. Оно лишает людей благоговения перед Церковью
Во-вторых, надо избегать самоуспокоения. Ложного внушения, будто все хорошо, мы действуем правильно.
В-третьих, вреден скрытый эгоизм.
Если мы преодолеем эти соблазны, то Господь наш Иисус Христос даст нам Свою благодать, и сегодня мы будем иметь ту же святость, которая была у предшественников в годы гонений.
– Владыка Николай, а когда гнев является праведным? Нам же все равно дана эта сила души, от этого никуда не денешься.
– Старец Паисий Святогорец говорил: надо бросать булыжниками наших же страстей в тангалашку (так старец называл диавола – Ред.) – обращать на него и гнев, и упрямство, и другие подобные штуки, которые мы обычно приносим на Исповедь. Их нужно вываливать прямо на голову врага. А от того, что мы будем видеть действенность этих приемов, в нашем сердце будет усиливаться вера в Господа, который и наделил наши души и таким сильным оружием как праведный гнев. А также упорством! Но дал нам этот арсенал не для мирских заблуждений и междоусобных разборок, но для духовной борьбы.
Обретая опыт побед, мы сами все больше и больше будем хотеть предстоять пред Господом. Как верные и любящие Своего Главнокомандующего солдаты после удачных блестящих битв. Даже если мы немного искалечены, мы будем рады предстать пред Ним. И мы будем ощущать Его любовь, мы будем купаться в ней. Это будет вселять в нас силы действовать, сражаться далее. Помогать другим, чтобы и в их душах всепобеждал Христос. С Господом даже наши тактические поражения оборачиваются стратегической победой.