ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Православная беседка (интервью) / Православная духовность | 13-06-2023, 14:45

Источник информации

Ищите мир! orthodox-newspaper.ru

Проголосовать:
голосов: 0











Игумен Павел (Полуков)

Беседа с игуменом Павлом (Полуковым)

Приходит час, когда всякий, кто убьет вас, будет думать, что он приносит службу Богу (Ин. 16). Так Христос говорил Своим ученикам. Интересна Его мысль, пророчество, что найдутся люди, которые будут гнать апостолов и их последователей и думать, что этим делают богоугодное дело. Как так может получиться? Вроде, когда хочешь сделать богоугодное дело, не станешь противопоставлять себя тем, кто тоже служит Ему?
– Сам Иисус Христос говорил: Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15:20). Он говорил об этих временах и одновременно показывал на Себя. Те, что гнали, убили и распяли Его, в общем-то, тоже приносили службу Богу. Они считали, что Он богохульник, возомнил Себя Богом и совершает кощунство.
Последователей Иисуса гнали с самого начала. Есть параллель этого Евангельского чтения со словами из 21-й главы Деяний святых апостолов. В ней рассказывается о случае, когда в третьем миссионерском путешествии апостола Павла взяли под арест и повели к военачальнику. В одном месте были вынуждены даже нести его по лестнице на руках, т.к. толпа в Иерусалиме хотела растерзать и убить его.
И сам апостол Павел, когда был воспитанником у Гамалиила, точно так же гнал христиан. Причем делал это от души, по-настоящему уверенный в том, что приносит службу Богу и спасает еретиков от заблуждения.
Апостол описывал, сколько раз его били, сколько ударов он получал, сколько раз был при смерти, в опасности. И фактически все это было связано с тем, что люди приносили якобы службу Богу.
Конкретно в чтении Деяний в этот день сказано: прошел слух, что апостол Павел отвращает иудеев от Моисеева закона. А как с точки зрения обычного религиозного человека, живущего в Иерусалиме, который услышал об этом? Кстати, в греческом оригинале стоит глагол не «услышал», а «научен», то есть как бы человеку дали такие сведения. Апостол учит иудеев не соблюдать закон Моисеев. Но ведь это нарушение, с точки зрения правоверного иудея и даже христианина (мы знаем, что апостол Иаков был ценителем отеческих преданий и закона Моисеева). Получается, люди думают, что приносят службу Богу, совершая гонения на последователей Иисуса Христа. Так было во всей истории, и в античном, и в греко-римском мире.
Кто такие христиане, с точки зрения язычников? Возмутители, те, кто отказывается от почитания отеческих богов, отказывается приносить жертвы статуе императора. Это тоже преступление. А значит, как бы мы сказали современным языком, они неблагонадежны.
С точки зрения обычных людей, христиане, в принципе, особенно в то время, были возмутителями спокойствия, нарушителями традиций и устоев. Это был мир, еще не измененный учением Христа, находившийся в каких-то своих понятиях.
Но и позже были гонения на христиан от представителей других религий или властей. В принципе, происходило то же самое. Можно обратиться и к XIX веку. Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник оставили нам об этом свои письма. И в те времена было пренебрежение к христианству. Обычный человек, который по правилам постился, читал Священное Писание, вызывал насмешки. Сам Игнатий вызывает гнев и недовольство, когда оставляет карьеру, несмотря на такой взлет и почтение императора. Хотя это и не гонение на христианство, но, по сути, это непонимание христианского образа жизни.
А что произошло в XX веке? Тогда многие именно с точки зрения идеологии боролись с христианством, со священниками, потому что считали их неуместными в своем государстве, теми, кто мешает построению нового светлого общества. Все эти моменты действительно продолжались, да и по большому счету продолжаются и (судя по словам Спасителя: Меня гнали, будут гнать и вас) будут продолжаться.
У Игнатия (Брянчанинова) была интересная судьба. И ведь это была православная страна и православный император. Почему же тогда его стремление оставить кафедру, поселиться в уединении и заняться богословием (как мы сейчас знаем, написанием душеполезных и душеспасительных книг) вызывает негодование?
– Потому, что не воспринимается миром. Может быть, каждый человек видел в этом отражение себя. Такая карьера, и вдруг оба, и Игнатий (Брянчанинов), и Феофан Затворник, все это оставляют. Очень много вопросов. Может быть, в какой-то степени срабатывает механизм: «будь, как мы». Ведь если человек живет, нарушая заповеди Божии (а большинство понимает, что нарушает), и вдруг появляется тот, кто старается их соблюдать, это же укор. И такое желание: будь, как все, не высовывайся, куда ты лезешь? В том же XIX веке говорили: «Что ты так постишься, святым хочешь стать?» Это же правда. Такая фраза многое объясняет.
Действительно, стоит уделить чуть больше внимания собственной духовной жизни, как начинаются укоры или насмешки со стороны, негативная реакция. Что же делать в такой ситуации?
– Чаще всего эти насмешки от близких. В Священном Писании сказано: враги человеку – домашние его (Мф. 10:36). Но если бы Игнатий (Брянчанинов) послушал не то что ближних, а императора, то мы бы не имели сейчас его творений, а в святцах не было бы такой великой фигуры. Если бы Феофан Затворник не ушел в затвор, а послушался тех, кто что-то ему говорил, мы бы тоже многое потеряли.
Игнатий (Брянчанинов) достаточно смиренно принимал все эти вещи, но одновременно был тверд в своем убеждении. Если мы говорим о современности, о нашем окружении, то надо просто набраться терпения. Есть две крайности. Одна, когда человек, который только приходит к Церкви, старается быть «святее» Самого Бога и буквально терроризирует своих близких: вы не поститесь, в храм не ходите и так далее. Другая, когда он пренебрегает своими ближними. Все-таки по опыту многих людей терпение и молитва за своих домашних со временем способны изменить многое. Как говорил Серафим Саровский: стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи.
Враги человеку – домашние его. Да, в большой семье так бывает: один начинает ходить в храм, а остальные смотрят на него с укором и негодованием. Как найти в себе силы продолжать, если встал на этот путь? Как не попасть под влияние окружающих? Это же твоя семья, идти против нее тоже нехорошо.
– Человека уважают, когда он сохраняет свои принципы. Может быть, не сразу и не высказывая это вслух, но если ты придерживаешься своих принципов, то со временем эта стойкость способна творить чудеса. К домашним нужно относиться с любовью, не укорять их, проявлять любовь. Когда я был студентом, в такой же ситуации один человек задал мне вопрос: «А ты думаешь, Бог любит твоих близких меньше из-за того, что ты сейчас пришел в храм, а они восстали против тебя?»
А еще Иисус сказал: Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Лк. 3:8).
Терпение, следование своим принципам, молитва за ближних – все это творит чудеса. Иногда бывает, что те, кто тебя гнал, потом становятся впереди. Мы знаем это по тому же апостолу Павлу.
И все-таки получается, что ты становишься исповедником. Им в какой-то степени стал и Игнатий (Брянчанинов). Он показал всем окружающим, как надо жить, а в итоге они ощутили немой упрек. То же ощущают и люди сейчас. Но если невольно делаешь такой укор окружающим, то можно ли его как-то сгладить? Когда ты обращаешься с проповедью к родным, они воспринимают ее как упрек. Как сделать так, чтобы они ее приняли и вдохновились твоим примером, а не почувствовали себя хуже по сравнению с тобой?
– Приведу пример из своей жизни. Когда я начал воцерковляться, я учился в медицинской академии. У нас была очень хорошая, сплоченная, веселая, умная группа. Просто замечательные девчонки и ребята. При воцерковлении одним из первых встал вопрос соблюдения поста. Не буду говорить про домашних, а конкретно про своих сокурсников. У нас была хорошая традиция: когда у кого-то был день рождения, или 8 Марта, 23 февраля, то мы скидывались на поздравления. На 8 Марта мы покупали торт, лимонад или шампанское и угощали девчонок. А этот праздник обычно выпадает на начало Великого поста. Я сдал деньги, но, когда наступил момент истины, сказал, что не буду торт, потому что пощусь. Они еще не знали, что я воцерковляюсь. У них была палитра чувств от поддержки до возмущения. Но ничего, я сдержал свой принцип. Я тогда был неофит, важно было соблюсти все эти внешние условности.
Через какое-то время снова был такой момент. Тоже пост, и какая-то девочка всех угощала. Она сделала постный десерт специально для меня. Это было очень приятно. Прошел год, и снова был праздник 8 Марта, тогда на меня уже смотрели так: он сам по себе. А я говорю: «Девчонки, я съем этот кусочек торта, потому что вас люблю». Немая пауза. И потом одна одногруппница сказала: «Лучшего подарка ты нам сделать не мог». Понимаете? Все имеет какое-то продолжение, на все нужно время. Главное, не противопоставлять себя чему-то другому. Ситуации бывают разные. Кто-то поймет, кто-то нет. Нужно сказать родным, что для вас это очень важно.
Каждый Новый год сто миллионов вопросов, как быть на новогоднем ужине, и сто миллионов вариантов разных ответов, как поступить. Самое главное: не осудить других и не считать себя выше других.
Личный пример – лучшая проповедь из всех возможных, в отличие от многословных разъяснений.
– Прошло время, и мои сокурсники начали обращаться ко мне как к разбирающемуся человеку, стали задавать вопросы, знаю ли я что-то о Венчании и так далее. Все равно всем что-то близко и интересно. До сих пор мы сохраняем связь, звоним друг другу. Кому-то я детей крестил, кого-то венчал. Прекрасно. Нужно просто какое-то время потерпеть эту естественную реакцию.
Не враждовать с миром. Вражда все только погубит. Вы нашли мир, договорились.
– Очень важный момент, что нужно сначала укрепиться самому против искушения. Бывает по-разному. Когда император узнал, что Игнатий (Брянчанинов) уходит в монашество, то стукнул кулаком по столу. Но в дальнейшем от него были и польза, и помощь, и понимание.
Вы очень важную тему затронули, потому что в этом, наверное, вообще смысл жизни человека – чтобы прожить ее достойно, нужно все время выбирать правильный путь, принимать правильные решения. Это всегда сложно.
– Каждый из нас всегда перед выбором, как поступить: по совести или не по совести, по Евангелию или не по Евангелию. Как правило, поступить по совести, по Евангелию – это нанести тот или иной ущерб себе. А порой вопрос выбора такой, что мы не знаем, как правильно поступить. Иногда у человека, когда он молится, так обостряется восприятие, что он может услышать и получить совет вообще из какой-то прочитанной в этот момент книги, из брошенной кем-то в метро или на улице фразы. Ведь таких свидетельств тоже много. Мне кажется, если человек, например, поступает по совести (или хотя бы думает, что поступает по совести), всегда его выбор будет благословлен Богом. Может быть, избитая фраза, но жизнь показывает, что потом, если мы с Богом, все выходит на нужный путь.
По совести, наверное, недостаточно поступать? Мы знаем, что многие язычники поступают по совести, просто она у них своеобразная… Помните эпизод: в Древней Руси князь Владимир после одного из походов собирался принести в жертву сына одного варяга? Они оказались христианами, но их убили. Ведь наверняка Владимир поступал по совести, считал, что по совести победил – нужно принести жертву...
– Когда мы говорим о поступке по совести, можно привести слова Священного Писания апостола Павла, когда он говорит о язычниках, что у некоторых из них закон написан в их сердцах. Мы под законом понимаем не жертвоприношение, а такие вещи, которые близки Евангельскому учению. Наверное, в этом смысле.
В принципе, у каждого внутри существуют эти неписаные нормы морали, нравственности.
– Все-таки наш мир и наши богословы, наши святые, отцы Церкви это отмечают. Мы говорим о временах князя Владимира и о современной России, о современном мире (хотя он достаточно сильно был изменен христианством, я бы даже сказал – преображен), и, если какие-то законы, какие-то понимания в совести язычника (даже в совести атеиста, агностика) формировались в нашем государстве тысячу лет, не просто от них избавиться. Мы видим, насколько перевертывалась мораль в послереволюционное время, и в большинстве своем не удалось большевикам это переломить, все как-то встало на круги своя, особенно во время такого серьезного испытания, как Великая Отечественная война.
Эксперимент по уничтожению в людях религиозности тоже провалился. Это была одна из важнейших целей революционной кампании, пусть не всегда она декларировалась как самая главная. Нам говорили, что религия мешает человеку, пытались ее искоренить. Но ведь религиозность всегда была и будет, это потребность.
– Да. Кто-то из значимых людей начала XX века говорил такую фразу, что большевики сейчас борются с Церковью, но они придут к тому, что сами начнут раздавать на улице Евангелие. Мы знаем, что Евангелие в 90-х годах действительно раздавали на улице, пусть и не большевики. Я сам помню, как к нам в школу приходили «Гедеоновы братья», это был излет советской школы, но все были в удивлении. Я помню, что даже физрук пришел, некрещеный человек, не из православной традиции, и, стоя в двери, с любопытством слушал, как человек рассказывал что-то о Евангелии, хотя двумя годами ранее у нас были уроки атеизма. Это какое-то очень необыкновенное время. Смотрите: боролись с религиозностью, попами, с церковностью, отсталостью. Но Сталин во время начала Великой Отечественной войны обратился: «Братья и сестры!»
Какие фильмы снимали в Советском Союзе? «Александр Невский», другие патриотические фильмы, вернули дореволюционные награды, связанные с нашими героями, а все герои были верующими людьми – и Суворов, и Кутузов, и Александр Невский. Ордена вернули потому, что поняли: сложно без этого. Я помню, когда-то прочитал, и это меня удивило, что Патриарх Алексий II после своего избрания в самом начале 90-х выступал в какой-то молодежной аудитории, что в то время было необычно, редко, и говорил: «Вам предстоит строить новое общество на новых началах, на новых принципах». Тогда уже говорили о свободе, перестройке, гласности, демократии, но об одном я хочу сказать: никогда доселе, по крайней мере в Европе, за последние 2000 лет новое общество не строилось, не основываясь на религиозных принципах. Все-таки в начале 90-х годов было и возвращение к истокам, к вере своей, но большинство были воспитаны в атеистическом духе, в безбожном духе. И он говорит: «Я боюсь, что вам придется очень тяжело, потому что строить новое общество, не основанное на принципах Евангельских (милосердия, взаимопомощи, прощения), очень сложно». Эти слова Святейший Патриарх Алексий II сказал, выступая перед молодежью.
Отец Павел, мы сегодня вспоминали великую чудотворную икону, святыню русскую, когда говорили про преподобную Евфросинию Московскую, – Владимирскую икону Божией Матери.
– При помощи и ходатайстве Евфросинии Московской в Москву была принесена в очень трудное и критическое время для Отечества нашего Владимирская икона Божией Матери, благодаря заступничеству которой Москва была спасена. Наша обитель, Сретенский монастырь города Москвы, действительно является Богородичной обителью, непосредственно связанной с этой иконой, с этим событием. 3 июня празднуется память в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Мне кажется, в этом образе Богородица покровительствует нашей стране, потому что это удивительная икона, происхождение которой относят к началу второго тысячелетия, и она всю русскую историю всегда находится со своим народом. Мы говорили, что Евфросиния отправляла Тамерлану своего сына, и тогда же принесли Владимирскую икону. Чем закончилось это все?
– Она поручила государство и сына заступничеству Божией Матери. И не прогадала. Произошло чудо – Тамерлан отступил.
Отец Павел, в заключение программы – краткое напутствие нашим телезрителям.
– Заканчивается большой период от Пасхи до Пятидесятницы, торжественный и радостный период, когда, к сожалению, за этой радостью снижается накал христианской жизни. Праздник Святой Троицы, потом еще одна неделя, и начинается Апостольский пост – Петра и Павла. Я желаю немножко прийти в себя всем нам, православным христианам, мы не в простое время живем – мы не должны расслабляться, мы должны молиться и заниматься своей духовной жизнью. Спаси Господи!

Игумен Павел (Полуков)

Записали: Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».


Священник Олег Патрикеев: Чудо Святой Троицы
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Священник Олег Патрикеев: Чудо Святой Троицы

  
Священник Димитрий Барицкий: Чтобы беседовать с Богом, собеседник должен быть личностью
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Священник Димитрий Барицкий: Чтобы беседовать с Богом, собеседник должен быть личностью

 
Священник Алексий Дудин: Что такое смертный грех?
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Священник Алексий Дудин: Что такое смертный грех?



 

В сюжете: Христос гонения

 

Просмотров: 156
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru