Беседа с игуменом Фомой (Василенко)
Тема одиночества волнует многих людей, как молодых, так и пожилых. Молодые часто ощущают себя одинокими по той причине, что в процессе роста, в том числе и духовного, часто теряется контакт с близкими, прежде всего с родителями. Они часто говорят о том, что одиноки. Я читал письмо женщины 25 лет, которая пишет, что у нее большая семья, но она чувствует себя абсолютно одинокой, даже вера в Бога не помогает. Также я видел пожилую женщину, чувствуется, что она одинока, и в качестве спутника у нее старенькая собачка. Ощущение одиночества возникает очень часто. Или, может быть, я не прав и одиночество – это просто некое изобретение или ложное понятие?
– По моему мнению, чистого одиночества не существует. Или человек с Господом, в духовном поиске, в духовной работе, в поте лица добывает свой хлеб и трудится для спасения своей души, или человек не с Богом, а с Его противником. Этот противник – отец лжи. Он наводит на человека ложное состояние. Сам отступник от Бога и такие же плоды своего присутствия привносит в жизнь того, кто не живет с Богом.
Вы привели в пример молодую женщину 25 лет, у которой семья, но она говорит, что вера не помогает. Одной веры мало. Ведь есть еще любовь. А вера присуща и бесам. Они веруют, трепещут, но им это не поможет. Они даже не то что верят, а знают, что Бог есть, но разве им это помогает? А любовь связана с тем, что человеку нужно подчиниться Богу добровольно, стать Его другом. А это значит растоптать свое самолюбие, победить его. А самолюбие связано с саможалением, самолюбованием.
С самооправданием.
– Да, но не самоукорением. Смирение связано с самоукорением. Человеку больно сделать себе какое-то замечание, понять, что он грешный, жить с этим и работать. Внутренняя работа тяжелая, настолько мы подчиняемся трем греховным китам – сластолюбию, сребролюбию и славолюбию. И сластолюбие бывает ведь и в духовной форме или в душевной, когда человек себя хвалит за что-то. Необязательно есть вкусную пищу, можно быть эстетом, например. Это не только проявление желания навести вокруг себя красоту, но и самолюбование со сластолюбием.
А для женщины в пожилом возрасте может быть ударом, если собачка умрет, раз у нее больше никого нет. Конечно, неплохо иметь хотя бы собачку, когда никого нет рядом, но замыкаться на этом нельзя.
В чистом виде одиночества все-таки не существует, потому что Бог Вездесущ. Когда человеку очень плохо, говорят: моя душа как в аду. Он не знает, что такое ад, но его душа невольно говорит правду. А что такое ад? Нельзя сказать, что это отсутствие Бога. Это такое присутствие Бога за какие-то «заслуги» человека перед Ним. А у того, кто находится с Богом, другое присутствие Божие в душе – радость. Мы читаем в житиях святых, как они радовались. По нашему мнению, чему там радоваться? Смотришь на святых: все раздают, их укоряют, обижают, бьют, терзают, мучают, а они терпят это все ради Христа, благодарят и благословляют тех, кто их заставляет страдать.
9 августа – День святого великомученика и целителя Пантелеимона. Было несколько попыток его казнить, не получилось. И солдаты уже не хотели исполнять приказ, но он сказал им, что если они не приведут приказ в исполнение, то не получат награды от Бога. Он заставляет солдат казнить его, настолько явно он находился в присутствии Божием. Хотя вокруг него были одни гонители, рядом не было друзей. Но Бог был с ним.
Я еще вспоминаю святую великомученицу Варвару. Она была одна, даже ее отец был против нее. Но она не была одинока.
– Потому что с ней был Тот, Кто больше всех.
Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В начале времен Бог сказал: не хорошо быть человеку одному. Я думаю, что одиночество – это внутреннее состояние. Можно находиться в толпе людей, но быть одиноким. А можно жить одному и не считать себя одиноким. Как сказано, «если хочешь идти быстро – иди один, а если хочешь дойти далеко – идите вместе».
– Да, с этим не поспоришь, так и есть. Это внутреннее состояние. Бывает, человек и в гуще людей несчастный, потому что никого нет рядом. А бывает, наоборот, отшельник, но с ним Бог и ангелы, он не одинок.
Одиночество побеждается дружбой. Одинокому человеку, который страдает, нужны друзья. Но иногда он этого не понимает и сторонится людей. Есть разные причины для этого. У кого есть друзья, тот никогда не будет чувствовать себя одиноким. Но чтобы иметь друзей, нужно научиться быть другом. Это значит что-то отдавать, чем-то жертвовать. Даже к чему ты привязан, это надо отдать. И когда человек побеждает эту свою привязанность и жертвует чем-то, Господь его многократно вознаграждает. Именно духовным состоянием, радостью, которую никто не отнимет. Какие-то материальные приобретения закончатся. Нам же нужно искать того, что никогда не отнимется от нас. И это происходит уже на земле: человек отчасти начинает входить в состояние вечной радости, которую никто не отнимет.
Одиночество, наверное, из-за того, что мы не ищем точек соприкосновения с теми, кто нас окружает, кого мы называем близкими. Если мы не ищем точек соприкосновения, то в какой-то степени лишаем себя возможного общения, которое не дает нам стать одинокими.
– Да, поэтому надо быть смелее, но не наглеть. Нужно быть смелее и заявить о себе, позвонить, написать. Бывает, человек, которому стесняешься позвонить или написать, тоже стесняется. Бесы ведь очень шустрые: они и тебя смущают помыслами, что не надо звонить, и того человека тоже. А в результате вы оба страдаете. Надо быть посмелее. Ведь не все, что приходит в голову, умное. Нужно это проверять.
Но при этом не переваливать на другого все свое, быть требовательным, чтобы тебя выслушали, услышали, успокоили. Нужно не только брать, но и давать. И вообще, давать лучше, но тут тоже нужно знать меру: если взять на себя непосильный груз, то и не донесешь его, и сам себя раздавишь. Нужно знать меру. А как определяется мера? Быстрее всего мы получаем ответ, когда обращаемся в молитве к Богу. Но ответ не всегда бывает таким, какой мы хотим. Нам все равно хочется своего. Но если Господу это не надо, то нам зачем?
Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как жить в одиночестве? Нужно делать больше хорошего? Принимать это как наказание или как испытание веры?»
– Слово «наказание» можно принимать и как наказ, поучение, поэтому просто отбросим эту терминологию и будем рассматривать не как наказание или поучение, а как данность. Такова данность: я живу в такой обстановке, Бог привел меня сюда. И в этой обстановке нужно научиться делать что-то полезное для других людей. Кто любит Меня, соблюдает заповеди Мои. Какие это заповеди? Возлюби Господа. А вторая, подобная ей, возлюби ближнего, как самого себя. И тут уже широкое поле деятельности. Если человек сидит дома на пенсии, которой хватает оплачивать и коммунальные услуги, и на продукты, внуки выросли, он свободный, то это счастливый человек. Он может пойти в храм, как положено, в субботу, в воскресенье, в праздник, может помочь кому-то, стать волонтером. Тем более сейчас у нас такая обстановка на границе с Западом. Необязательно брать на себя что-то непосильное, но что-то посильное можно сделать.
Святитель Феофан Затворник пишет, что скука связана с одиночеством. Он говорит, что знал одного человека (графа Сперанского), который никогда никуда не ходил и никого к себе не приглашал. Его однажды спросили: «Вам не скучно?» А тот ответил: «А мне некогда. У меня много дел и нет свободного времени». От чего бывает скука? Когда сделал свои обязательные дела перед обществом, перед семьей, перед самим собой и остается промежуток времени. Казалось бы, посвяти его ближнему, исполни заповедь. Но тут встречается множество препятствий. А если есть еще свободные деньги и возможности, то в голову начинает лезть всякая ерунда про то, как убить время. Именно убить, то есть как с помощью денежных средств, которые есть, развеселить себя.
Проводить время с пользой – это подвиг. Что-то надо дать другому. Но опять же в рамках. Если без меры исполнять хоть и не свои делания, но чужие, это тоже грех. Что такое грех? Это излишек в желаниях. Нет человека, живущего без желаний. Но желания бывают умеренные, а бывают безмерные, греховные. И вот тут уже нужно рассуждать, что дать тому, кто нуждается, как потратить свое время и что у тебя есть для того, у кого нет такой возможности. Может, он болеет или одинок. Посети его, тем самым убьешь и свою скуку и одиночество. Но руководствоваться нужно прежде всего любовью к Богу и ближнему. Но как себя к этому приучить, если все время любишь себя? Как быть?
Продолжим разговор об уединении. Ведь часто мы хотим именно этого. Как сказано о молитве? Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу. Но бывает, что нет комнаты, где можно затворить дверь. И тогда человек может внутренне закрыть эту дверь и помолиться внутри себя.
– Конечно. Прекрасная способность, когда он разговаривает с кем-то и при этом молится Богу. Не то что способность, а навык. Нужно приучать себя к этому. Конечно, бывают ситуации, когда невозможно молиться, и тогда нужно удалиться от этого человека.
Насчет слов. По мнению некоторых филологов, «одиночество» – не русское слово. Русский язык имеет славянские корни и церковное влияние на него. Созвучно этому слову в русском есть слова: «одинаковый», «одинакий», «единый», «единакий». Но это уже другой смысл. В то время (относительно на заре человечества) не было такого духовного упадка у людей, как сейчас, и под словом «единакий» имелось в виду, что у людей одинаковые занятия. «Един» – это был человек, который, например, один в семье, один в поле. Имелось в виду не одиночество, про которое мы сейчас говорим, а как в поговорке: «Один в поле не воин». То есть ему нужен кто-то, кто его поддержит (оруженосец или наводчики). И если посмотреть в Евангелие, то Господь посылает учеников всегда по два, чтобы они друг друга поддерживали. Если один упадет в сомнениях или, может быть, в небрежении, то другой его поддержит. Правда, я не знаю, могли ли вообще апостолы падать. Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» – человек, уединенный ради общения с Богом, когда ничто не мешает ему видеть себя, работать над собой и исправлять себя.
Вопрос от Афродиты из Крыма: «Как правило, мы больше говорим о следствиях одиночества, а причиной одиночества, на мой взгляд, является интернет, в котором люди как бы наедине со всеми, но себя абсолютно не знают. И поэтому мы иногда говорим, что находимся на 15-й ступени „Лествицы” Иоанна Лествичника. В реальной жизни людям неинтересно с кем-то говорить, чем-то делиться и так далее. В советское время не было одиноких людей, люди больше общались друг с другом. В греческом языке есть два слова, обозначающие одиночество. В первом случае это нормальное состояние, то, о чем Вы говорите, и есть слово, означающее, что человек как бы находится на чужбине. Я считаю, что эти понятия очень важно разделять».
– Есть довольно много причин того, что человек становится одиноким. Может быть, кто-то из близких умер, или кто-то из близких уехал, или умерла собачка и так далее. А причина-то в том, что самолюбие не дает ему увидеть себя. Самолюбие ослепляет человека, делает его кумиром для самого себя. У него нет объекта любви, кроме себя самого. Я думаю, причина одиночества в первую очередь именно в этом.
Конечно, есть науки, которые изучают одиночество, им занимаются психологи, психотерапевты. Сейчас очень быстрыми темпами развивается психиатрия. Мне по роду моего послушания приходится сталкиваться с самоубийствами: как к этому относится Церковь, можно ли молиться за покончившего жизнь самоубийством, и как за него молиться? Если человек был душевно болен и есть свидетельствующий об этом документ от психиатра, если он был крещен, то его можно отпевать и поминать в Церкви.
Одинокие люди находятся в группе риска, ведь некоторые из них думают, что их мучения закончатся, когда они наложат на себя руки… У них вроде бы есть вера, как у этой молодой женщины, но вера без дел мертва. Дела веры перечисляет нам апостол, и среди них милосердие, его нужно проявлять. Вот тебе плохо, а ты найди того, кому еще хуже, чем тебе, и помоги ему и сразу получишь награду от Бога. Это многократно проверенное средство. Но зачастую, когда человеку плохо, у него остаются силы только на то, чтобы жаловаться, роптать, возмущаться...
Или унывать, считая себя бедным, несчастным, одиноким и так далее. Мне часто приходится ездить в общественном транспорте, и я наблюдаю такую картину: огромное количество молодых людей сидят в телефонах.
– И немолодых тоже. Я иногда тоже езжу общественным транспортом и вижу это.
Да, причем они сидят в соцсетях. Именно об этом говорила Афродита. Но в интернете можно читать святых отцов, а можно залезть в это самое пространство одиночества, где нет Бога.
– Ну да. Человек обманывается. Бывает, что люди находят себе какое-то развлечение. Мужчины и женщины говорят: «У меня есть партнер», – и это как бы пародия на семейную жизнь. Человек обманывается через свое тело, через влечение к противоположному полу, но все равно остается опустошенным.
Нам же нужно проверять себя Священным Писанием, которое для нас все-таки достаточно закрытое, хотя там некоторые вещи и написаны очень простым языком. Но поскольку наш ум после грехопадения стал во многом невосприимчивым, то хорошо, что святые раскладывают нам это. И еще хорошо, когда мы сами горячо просим Бога, и не просто словами молимся, а молимся так, как пророк Илия… А как молился пророк Илия, когда пошел дождь после трех с половиной лет засухи! Он опустил голову между колен к земле, то есть подчинил себе свое тело. Душа его рвалась к Богу, он ревновал о том, чтобы угодить Богу, но еще он заставил свое тело принять такое неудобное положение. Он так наклонился к земле, что почти слился с ней, себя за землю почитая. Вот какое состояние было у него.
И нам нужно так же молиться и хотя бы один раз в день делать земной поклон. Иногда видишь, как люди накладывают на себя крестное знамение, и невольно хочется осудить: «Ну зачем же так? Вспомните, как молился пророк Илия – и дождь пошел».
Я еще вспоминаю его ученика Елисея. Сколько же духовных усилий потребовалось ему, чтобы воспринять те дары, которые даны были пророку Илии! И еще вспоминаются слова, которые Христос сказал на кресте: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? И мы часто говорим: «Господи, почему Ты оставил меня?»
– Но мы не слышим, что в этот момент Бог говорит нам: «Это ты оставил Меня, а не Я оставил тебя».
Подводя итоги, можно сказать, что все-таки одиночества не существует.
– И смерти нет. Но человек имеет свободу и имеет ум. Умом нужно обратиться к Богу, чтобы Он научил нас распоряжаться своей свободой, чтобы делать правильный выбор, не стесняться что-то спросить и показать себя незнающим.
А ведь гордыня нам говорит: «Зачем тебе о чем-то спрашивать? Ты и так все знаешь». Нам не нужно доверять себе. Конечно, хочется быть ювелиром, как в бильярде, с первого раза попадать в лузу. Но здесь есть опасность – наша жизнь не бильярд, и наградой нам будет вечность или такая, или такая. Будет смерть, суд, рай или ад. Нам нужно все время проверять себя, ведь смерть обязательно будет, и обязательно будут суд, рай или ад.
И думаешь: «Ну как, Господи, не встать мне на колени и не попросить у Тебя: прости меня, грешного? Помоги мне начать исправляться прямо сейчас, а не потом, помоги не быть как эта попрыгунья-стрекоза, которая лето красное пропела». Поэтому одиночества нет, а есть неразумное потребление свободы.
Кому мы поклоняемся, того и рабы. Если поклоняемся Богу, то какое может быть одиночество, если Он Сам – Троица и у Него столько святых! А если я поклоняюсь не Богу, то сам виноват. «Я виноват, Господи, но прости меня. Научи меня, как вернуться к Тебе». Нам нужно постоянное покаяние. Думайте только об одном – покаяться, покаяться… Но дебри, конечно, нас заманивают – нам хочется разбираться в каких-то высоких богословских предметах.
Отец Фома, благословите наших телезрителей.
– С нами Бог всегда; и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Записали: Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая
Беседы с батюшкой
Священник Константин Кокора: Об осуждении
Беседы с батюшкой
Священник Алексий Дудин: Преодоление греха и шаги к победе
Беседы с батюшкой
Священник Вадим Смоляков: Таинство Причащения (Евхаристия)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».