Беседа с протоиереем Григорием Григорьевым
Батюшка, добро пожаловать. Очень рада Вас приветствовать в Екатеринбурге.
– Очень рад вновь оказаться на телеканале «Союз», который для меня дом родной. Я действительно считаю себя сотрудником телеканала. Были времена, когда шла постоянная передача «Точка опоры». Но времена меняются, и жизнь настолько загружает, что нельзя объять необъятное. Но все равно это место я очень люблю.
Отец Григорий, поговорим о радости. Если бы мы не были христианами, пожалуй, было бы неловко сейчас поднимать эту тему. Но у нас есть Христос, Который многократно говорит: «Радуйтесь». У нас есть апостол Павел, который в условиях, когда родина оккупирована, христиан уничтожают, подвергают страшным мучениям, говорит: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5:16–18). Не в покое, не в благоденствии, а в ситуациях, что многократно описаны в Деяниях апостолов и в посланиях, где упоминается, каким страданиям они подвергаются, он говорит: всегда радуйтесь. Как радоваться нам сегодняшним?
– Тот же апостол Павел говорил: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20). По сути, «Бог» в переводе с греческого – это Ветер Радости, он наполняет всю землю. Когда зло на планете увеличивается, единственное, что мы можем противопоставить этому злу, – нашу внутреннюю радость.
Главная цель православного человека, как учил преподобный Серафим Саровский, – стяжание благодати Святого Духа. Наступлению конца света может воспрепятствовать только наша внутренняя радость. В любом мире мы остаемся с Богом. Именно наличие радости в нашей душе об этом говорит. Радость – это Святой Дух. По-гречески «Святой Дух» – «Параклит». Параклит – это тот, кто бежит на крик, чтобы оказать помощь. Поэтому чем больше бедствий, испытаний и искушений, тем больше востребована радость людей, которые бегут на крик к нуждающимся, скорбящим, болящим, чтобы оказать помощь.
Поэтому в такое время, как сейчас, как никогда, надо говорить о радости. Потому что только наша внутренняя радость показывает нашу приверженность к Богу. По сути, главная цель нашей православной жизни – укрепление надежды на бессмертие. Последняя строка Символа веры: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Зачем мы причащаемся? Зачем мы ходим в храм на церковные таинства? Во оставление грехов и в жизнь вечную. А когда мы верим в вечную жизнь, то понимаем, что все невзгоды – временные, преходящие. Пройдет и это. У царя Соломона был перстень, на котором было написано: «Все пройдет». Но была еще внутренняя надпись. Святой человек, который надевал ему кольцо, говорил: «Никогда его не снимай, но, если уже станет совсем невмоготу, конец будет приближаться, только тогда сними и прочитай следующую надпись». Соломон крепился до конца жизни, и в конце был такой сложный момент, что он не выдержал, снял кольцо и прочел: «И это тоже пройдет».
Поэтому для того, чтобы это прошло, мы должны находиться в радости. По-другому ничего не получится. Если мы с Богом, если надеемся и верим в свое бессмертие, то что нас может вывести из этого состояния? Это то, о чем говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам – и тысячи вокруг тебя спасутся».
Чем мы можем помочь миру? Спасать себя, находиться в состоянии радости, быть домом, где живет Святой Дух. Святой Дух Утешитель будет утешать всех окружающих. Радость – это утешение. Такой человек будет утешать мир. Пока будут такие люди в мире, никогда не будет Апокалипсиса. Апокалипсис – это когда выгорят наши души, когда в них не останется радости.
Тогда, наверное, надо определить, что же такое радость, к которой призывает Христос. Потому что мы знаем о таком грехе, как злорадство, то есть радость может быть злой. Радость может быть искусственной, ненастоящей, когда человек себя возгрел на почве ниже, чем та, к которой зовет Христос. Что такое радость Христова?
– На самом деле все очень просто. К тому, кто находится в радости Христовой, люди будут стремиться, чтобы рядом с ним согреться. А от того, кто ложной радостью возгрет, все будут убегать.
Это Вы диагностируете. А как человеку самому понять, какая радость им владеет, какая радость у него внутри?
– Тоже очень просто. Меня все любят? Или меня все ненавидят?
А если вторая версия, что делать?
– Мы же понимаем, что у каждого из нас есть свобода воли. И если это выбор человека, то это не нашего ума дело; только Господь может это определять.
Не все понимают, что самый первый шлагбаум в духовной жизни православного, который все мы проходим, – осуждение. Человек не может перестать осуждать других людей, но может просить Бога, чтобы Господь даровал благодать неосуждения. Когда придет благодать неосуждения, Святой Дух начнет накапливаться в человеке. Пока есть осуждение, Святой Дух будет уходить.
Не успеем мы в церкви причаститься, соединиться со Христом, уже осудили кого-то – и вся благодать уходит. Святой Дух не может жить вместе с осуждением. Если в душе появляется осуждение, уходит Святой Дух. Самое благодатное время – очередь к Причастию. Вот мы стоим к Чаше, мы на приеме в небесной канцелярии, врата открыты, Господь нас слышит. И мы говорим: «Господи, даруй мне благодать неосуждения». Только сверху она может прийти.
Иногда человек говорит: «Я простил всех, кто меня обидел». Да, такое может быть. Но однажды ему скажут: «А знаешь, что вот тот про тебя сказал?» И все, крышу сорвет. А когда придет благодать неосуждения, эта часть мозга не будет работать. Даже не надо врага рода человеческого осуждать – не наше это дело.
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:1–2). Осуждение – первое, с чем надлежит справиться. Если мы преодолеем этот шлагбаум, то сразу окажемся у Христа за пазухой. Что значит у Христа за пазухой? Вот горит в темном холодном лесу костер, и все комары отлетают. А когда костер гаснет, комары налетают. Осуждение – это когда мы погасили костер души; тогда комары – прилоги внешних мыслей – на нас нападают, и у нас в душе начинается хаос. Все очень просто.
На того, кто у Христа за пазухой, зло будет действовать многократно сильнее. Тот, кто не находится у Христа за пазухой, – надводный корабль. Тот, кто у Христа за пазухой, – подводная лодка. Чем глубже эта лодка погружается в сторону Царства Небесного, тем сильнее будет трещать ее прочный корпус, но внутри будет сухо. Нас будут сжимать, всячески пытаться вывести из состояния радости, но внутрь ничего не будет проникать, потому что там Святой Дух – и злу туда не проникнуть. И тогда мы сможем сказать: «Господи, воистину правда Твоя». Вспомнив слова Евангелия: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, дам вам Духа Утешителя, Святого Духа. И радости вашей никто не отнимет у вас».
Подлинная радость отличается тем, что ее нельзя отнять. Если она отнимается, значит еще осталось осуждение. Преподобный Серафим Саровский очень много говорил о том, что первая задача духовной жизни – все силы направить на преодоление осуждения всех подряд, за дело или не за дело.
Многие не понимают, где грань между рассуждением и осуждением. Этой грани нет. Любое рассуждение о ком-то за глаза, когда его нет (то есть когда мы говорим о ком-то не очень хорошо или просто молча слушаем, не принимая участия в разговоре), приводит к тому, что Святой Дух уходит, покидает нас. Когда Святой Дух нас покидает, у нас портится настроение, мы испытываем раздражение, напряжение, усталость, у нас нет энергии, ни на что не хватает сил, в мыслях хаос.
Это симптомы, от которых надо отмотать назад и найти причину.
– Духовная жизнь так устроена: то, что для одного спасительно, для другого может быть губительно. Лучше назад не отматывать. Когда ангел выводил из Содома и Гоморры семью Лота, он сказал: «Не оборачивайтесь назад». Что было, то было; это прошло, быльем поросло.
А покаяться?
– Смысл покаяния не всегда верно мы понимаем. Покаяние – это восстановление утраченных жизненных смыслов; это восстановление навигации души, когда навигатор настраивается на вечность. Тогда приходит Ветер радости и наполняет душу. А когда мы будем копаться в грехах, можем очень сильно повредиться. Отцы говорили, что не надо пытаться проникнуть в помыслы сатаны.
Когда студент мединститута изучает психиатрию, он ставит себе все диагнозы, которые прочитывает в учебнике. Когда православный изучает грехи, он находит у себя все грехи.
Это напоминает сюжет из фильма «Трое в лодке, не считая собаки». Если помните, они читают медицинскую энциклопедию и находят у себя все, кроме родильной горячки.
– А потом начинается такая история, которая мало кого интересует: каюсь, но не изменяюсь. А ведь это караул!
Помню, ко мне на Исповедь пришла одна женщина и подала помятую бумажку. Я спросил, что это такое. Она говорит: «Это мои грехи». Так люди иногда делают, пишут на бумажке грехи, чтобы не забыть. Я спросил: «А почему бумажка такая помятая?» Она говорит: «А я с ней три года хожу на Исповедь, чтобы причаститься». Я говорю: «Так надо ее заламинировать, чтобы был нормальный билет на Причастие, он мяться не будет».
То есть человек ходит с этой бумажкой, понимая, что уже ничего не преодолеет. И женщина в этом не виновата, ее так научили. По сути, это билет на Причастие. Но невозможно измениться, если не знаешь, как измениться. Нельзя сразу стать святым. Надо выбрать главный симптом, главный грех – осуждение. С осуждением справились – можно следующий грех выбирать. Например, не можешь простить тех, кто тебя обидел. Но если Бог даст благодать прощения, это пройдет. Или зависть: как можно справиться с завистью? Василий Великий говорил: «Зависть – это скорбь о благополучии ближнего». Человек чувствует себя отвратительно, потому что у соседа все хорошо.
Вспоминаю современную притчу, как один богач молил Бога о приумножении богатства. И Бог говорит: «Все тебе дам, но сосед в два раза больше получит». Тот спрашивает: «Как это?» – «Ты мешок золота получишь, а он два». Богач говорит: «Понятно. Господи, а можно вырвать у меня один глаз?»
Человек с грехом не справится никогда. Но если он будет Бога просить, то невозможное человекам возможно Богу.
То есть надо выделять главный на данный момент источник зла и его преодолевать. Начать с осуждения, дальше следующий грех. И постепенно приближаться к Богу.
Покаяние – это когда мы будем наводить навигатор на вечность. Что значит наводить навигатор? Вот мы живем у Христа за пазухой, и вдруг Ветер радости у нас исчез, начинается уныние, раздражение. Это значит, что навигация сбита. Мы приходим на Причастие и говорим: «Господи, помоги восстановить навигацию, у меня курсовое направление сбито». Как только мы ее восстановим, сразу появится радость.
А если в прошлое оборачиваться?.. Я бы сказал, это просто дорога, это школа. За все надо благодарить Бога. Главная молитва нашего времени – «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже». Мне иногда говорят: «Но как можно за грех благодарить?» И я говорю: чтобы благодарить за грех, есть три очень важные причины. Первая: грех ведет к смерти. Но мы живы, Бог нас сохранил, и за это мы Бога благодарим. Мы понимаем, что сделали грех, потому что Бог нам это открыл, и за это мы Его благодарим. Также мы понимаем, что без Бога нам с этим грехом не справиться, и за это Его благодарим.
Собственно, что такое грех? Грех – это наши свойства, наши таланты без Святого Духа, без любви. Ушла из души любовь – и все таланты стали грехами. Пришел Святой Дух – и грехи стали талантами. Для стяжания Святого Духа необходима точная навигация. А какая будет навигация, когда человек будет просто копаться в прошлом, да еще и причинно-следственные связи устанавливать? Да, были святые отцы-аскеты, которые жили в определенные времена и шли путем акривии, аскетического служения. Но это были абсолютно другие времена.
Был такой авва Исхирион, он жил в XI веке. Однажды его спросили: «Авва Исхирион, что отцы вашего поколения дали этому миру?» Он ответил: «Мы показали, что жить по заповедям Божиим – это самая большая радость». – «А что сделают те, которые будут после вас?» Он ответил: «Они вдвое меньше нас сделают». – «А те, которые будут после них?» И авва сказал: «Те вообще ничего не сделают, но если они сохранят то лучшее, что было заложено при рождении, то получат в Царствии Небесном в два раза больше нашего».
На нас идет огромный груз зла. И я считаю, что духовный подвиг для современного человека – не стать хуже, чем родился. Не надо быть лучше, хотя бы сохрани то, что было заложено, восстанови сначала это. Если надо будет Богу, Он поможет и дальше двигаться.
Духовная навигация – показатель того, что человек более всего стремится к вечности. Бог может все, Он не может сделать святого. Святой для первых христиан – не тот, что для нас: тот, кто в Царстве Небесном, в вечности живет. Для них святой – это человек, стремящийся к Богу. И когда происходит сбой навигации, ее надо восстанавливать. Как только это произойдет, появится смысл, цель жизни и, так как Святой Дух начнет поступать, появится энергия для преодоления любых жизненных трудностей.
Когда современный человек приходит в храм, ему говорят: кайтесь, читайте книжки. Он приходит в свечную лавку: мол, что почитать, я ничего не знаю. Ему предлагают книги о том, как исповедовать грехи, как подготовиться к Исповеди, как умереть по-православному, как пройти мытарства, как справиться с бесами, как преодолеть немощи. Человеку и так плохо, ему нужно утешение. Он спрашивает: «А что-нибудь есть, чтобы любовь обрести?» И ему предлагают Евангелие. Да, конечно, Евангелие – это главная книга. Но ведь к чтению Евангелия тоже надо быть готовым, надо пройти определенные дороги, иметь определенный духовный опыт.
Вопрос, который сейчас, как никогда, важен, – Апокалипсис. Если мы будем в радости, он не наступит. Если люди потеряют радость, бесу это и надо. Как бес прилоги посылает? Наши мысли бес не знает, но, когда мы их озвучиваем, он их знает и на эту тему набрасывает нам сюжетов. Это как в интернете: посмотрел сюжет – тут же искусственный интеллект присылает тебе сюжеты на эту тему. Вот так мы и живем...
Покаяние – это перемена ума. В каком смысле? В смысле, что я опять знаю, зачем живу. Опять у меня появилась надежда на бессмертие. Опять я на дороге вечности. Опять радуюсь на дороге заповедей Божиих. А сбой – это вход в заколдованный лес.
Батюшка, таких лесов сейчас много, и один из них, может быть, самый таинственный и самый грозный, в то же время привлекательный – это информационное пространство. Я недавно покинула два Telegram-канала, проверенные, которые давно читала. Я знаю об этих авторах только хорошее, могу им доверять, но я не выдержала чисто физически тех душераздирающих подробностей, что они пишут. А пишут они для того, чтобы мотивировать людей помогать нашим соотечественникам, которые сейчас под бомбежкой или оказались на оккупированной врагами территории. С одной стороны, моя мотивация была такая: надо быть в курсе, чтобы помогать. С другой стороны, я в какой-то момент поняла, что мне уже даже сердечные таблетки не помогают, я спать не могу. Когда я покинула эти каналы, мне стало легче. Не в смысле, что я стала равнодушной. Я поняла, что давно надо было это сделать.
– Вы идете по правильному пути, начинаете доверять своей интуиции. Вам скажут, что интуиция может подвести. Конечно, может подвести, но это будет ваш урок, ваша школа.
Все, что вы сказали об отношении к информационным процессам, в самом широком смысле сказано в строчках всем известной песни: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов». То есть это начало сатанинской черной мессы. Мы начинаем возбуждаться, возмущаться, «кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов». Только это и надо бесу. Это дорога Апокалипсиса.
В нашем приходе я говорю, что для движения по дорогам нашей жизни современная машина должна иметь одну медленную скорость вперед и семь быстрых назад. Если от шага, который ты сделал, от любой информации, которую ты получил, радость у тебя приумножается или не уменьшается, это допустимо. Если тревога, раздражение, напряжение – включай заднюю скорость и удаляйся. Первое правило борьбы с искушением – убрать источник искушения.
Василия Великого спросили, что такое клевета. Он сказал, что это правда без любви. Любая правда без любви есть клевета, если мы говорим по Божественным меркам, а не по человеческим.
Вы подняли важную тему, к которой я хотела обратиться, но несколько позже. Сейчас давайте все-таки поговорим про узнавание того, что в мире делается, что с Родиной происходит. Как помогать? Как найти золотую середину? Моя хата с краю – это невозможно. Потому что есть милосердие, есть сострадание. Есть слова Христа о критериях Страшного Суда: был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25:36). И так далее. То есть невозможно от этого отгородиться, и есть эмпатия. Но в то же время есть какая-то запредельная информация, которая тебя разрушает, и ты уже никому помогать не можешь, тебе самому нужны психологические, духовные реанимационные мероприятия.
– Еще раз говорю, что у Бога все просто. Я делаю литературный цикл «Ветер Радости», четвертую книгу заканчиваю. Первая книга посвящена детству, она называется «Городокское приволье»; вторая книга «Что приносят нам сны» посвящена Военно– медицинской академии; третья книга посвящена роману Булгакова «Мастер и Маргарита»; четвертая книга будет называться «Призрак звезды Полынь», она о моей службе на подводных лодках. Три первых книги вышли, четвертая выйдет в конце этого года.
Так вот, четвертая книга заканчивается следующим моментом. Место, где стояла моя лодка после тяжелейшей аварии, – бухта Чажма, неподалеку от Большого Камня, остров Путятин. Вскоре после того, как мы оттуда ушли, там при перезарядке ядерных батарей произошел взрыв на атомной подводной лодке. История эта называлась «Малый Чернобыль» (это произошло за 9 месяцев до Чернобыльской аварии). Причина – человеческий фактор. Уровень радиации – 90 000 рентген в час, огромный выброс. Люди, которые находились в лодке (12 человек), погибли, куски разбросало по пирсу. Их погребли на самой высокой, самой красивой сопке. Радиоактивные остатки, пять метров бетона и часовенка.
Я не был там 40 лет, в прошлом году я там был. Стоял на этом месте, и вокруг черная туча (когда происходит радиоактивный взрыв, туча черная и желтая одновременно), как бы призрак звезды Полынь наваливается на землю. Молился и вдруг понял, что в мире очень много людей, которые с Богом. Нас очень много. И ничего с нами не сделают. Чтобы нас одолеть, надо ослабить наш иммунитет. Наш духовный иммунитет – это радость. Мои книги написаны для того, чтобы научиться радоваться и вспоминать хорошее, когда тебе плохо. Именно воспоминания о самом светлом помогают нам все преодолевать. (Окончание в следующем номере)
Записала: Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».