К сожалению, мы нечасто обращаемся к писаниям ветхозаветных пророков. Их язык подчас кажется нам трудным и непонятным. Иногда смущает и чувство, что всё предреченное ими исполнилось в пришествии Спасителя, что мы имеем совершенное Откровение Христа, следовательно, сказанное до Его рождения отодвигается на второй план. Между тем есть одна важная деталь, о которой как-то забывается. Слово пророка – не человеческое, а Божие. И оно остается таким всегда. Оно актуально во все времена.
Вот перед нами Книга пророка Михея, жившего в VIII веке до Рождества Христова. Кроме самых скудных ведомостей о времени и месте рождения мы практически ничего не знаем о жизни этого избранника Божия. Однако его пророческий глас дошел до нас. Речь отличается глубиной и живостью чувств, прямотой и образностью выражений. Но это только форма. А в сущности каждое слово – голос Самого Бога!..
Есть удивительное место в Книге пророка Михея. Обращая прозорливый взгляд ко временам пришествия в мир Спасителя, он говорит о переменах в людях, принявших Христа: «…перекуют… мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих. 4: 3–4).
В этих словах есть нечто для нас непонятное. Ведь мы знаем, что и после пришествия Спасителя кровопролитные войны на земле не прекратились. Однако Господь с решительной определенностью говорит: «…перекуют… мечи свои на орала и копья свои – на серпы; …и не будут более учиться воевать». И здесь нет противоречия. Пророк Михей посылает свой глас в века, он обращается и к нам, современным христианам. Он напоминает нам о реальности, которую никто не отменял, которую не способны разрушить даже самые ужасные обстоятельства нашей действительности. Это реальность Божественная. И она тоже решительно однозначна: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 44–45). И реальность эта остается неподвижною в сердцах верных сынов Отца Небесного, даже когда действительность наполненная реками крови, когда ненависть и месть становятся для мира единственным законом выживания. И в эти времена есть люди, которые своей верностью Евангелию хранят мир от окончательной гибели.
Слово пророка ценно тем, что в нем нет мелочей, нет мимолетных случайностей, нет страха перед временным. Он говорил о том, про что мы часто забываем: о силе Бога Вседержителя, о вечности Его слова. И, наверное, самое главное то, что он не путал действительность с реальностью! Вот почему так уверенно о христианах сказано: «Не будут более учиться воевать»! Это значит, что принявший Спасителя, где бы он ни был, в каких бы обстоятельствах ни оказался, – всегда учится любить, а не отвечает на вызовы изменчивой действительности.
Это на самом деле звучит парадоксально: «Не будут более учиться воевать». Но такова Правда Творца – она однозначна и ревнива, ее нельзя принять наполовину или на время – здесь всё слишком серьезно. А значит, и воин-христианин не учится воевать, но стремится к совершенной любви и ею движим, идет на защиту ближних, поскольку «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).
«Не будут более учиться воевать», – как важно сегодня нам услышать это слово Бога. Оно направленно к каждому. Кем бы мы ни были, в каких бы обстоятельствах ни оказались, нас спросят: чему мы учились, на что тратили силы, к чему готовились? Не слишком ли мы поверили в реальность действительности, не слишком ли готовились отстаивать свои интересы, распознавать врагов, хранить то, что на самом деле хранит Бог, а не мы?.. Не слишком ли много мы говорим о силе, которая так изменчива? Не слишком ли готовимся защищать от врагов то, что никто не может у нас отнять, если сохраним сердце верным
Истине?.. Во всем этом так легко забыть о главном: Бог нас хранит, а не мы Его. И настоящая сила созидается любовью, милосердием, долготерпением, потому что наследуют землю, сохранят Родину не сильные, не совершенные, не хорошо подготовленные, а… «кроткие», верные Истине (см.: Мф. 5: 5)!..
Да, в это трудно поверить, особенно когда безумный мир требует от нас противоположного – быть готовым отстаивать свои интересы, как можно лучше узнать своих противников, подготовиться к достойному ответу, накопить достаточно сил, быть изворотливым и прочее. Но пророка не смущала подобная действительность. Он следовал непреходящей правде Божией: «Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков» (Мих. 4: 5). И это тоже стоит помнить. Каждый следует своему идеалу, у каждого свой кумир, которым он и будет судим.
Для нас же, христиан, реальность одна, она возвещена нам 2000 лет назад, и мы должны ей следовать, невзирая на обстоятельства изменчивой действительности. Христианин не учится воевать, он не ищет врагов, но любит их, благословляет проклинающих, благотворит ненавидящим и молится за обижающих и гонящих его (см.: Мф. 5: 44). А значит, если вокруг мир рушится и злоба усиливается – ничего нового не случилось, просто действительность снова изменила свое лицо, значит, пришло время жить по-евангельски и любить по-настоящему – вопреки аргументам и доводам безумного мира!
Да, это трудно, и для человека, надеющегося лишь на свои силы, невозможно. Но пусть будут для нас на этом трудном и неровном пути преодоления себя радостным утешением слова пророка Михея: «…хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня» (Мих. 7: 8).
Роман Савчук
pravoslavie.ru