Меня часто как священника спрашивают, дескать, а как можно отличить осуждение от обычного суждения, мнения, позиции, точки зрения? И я вопрошателям всегда отвечаю на основе собственного опыта, разумеется — сверенного со святыми отцами.
Ну, например, люди за решеткой для нас обывателей — все на одно лицо… вернее, для нас они все преступники. Но не все так просто. Чтобы разобраться нужно перестать быть обывателем. Готовы?
Как я в тюрьме побывал
Так вот, в мою бытность журналистом по заданию редакции приходилось и в тюрьме бывать, и с судебными материалами разбираться. И нередко, когда брался за такую тему, сотрудники казенных учреждений всегда предупреждали, чтобы я аккуратно называл человека, о судьбе которого пишу. Иначе беда — адвокаты, судебные издержки. И тогда я узнал, что не все зэки на одно лицо, поскольку они бывают: подозреваемыми, обвиняемыми, подследственными, подсудимыми, осужденными.
Так вот, эта длинная цепочка терминов, говорит о разном отношении к человеку закона и его представителей. Осужденный — это человек, по которому уже принято решение суда. А мы с вами, не имея особых полномочий, ежедневно, а иногда и ежечасно, выносим свой приговор окружающим нас людям. Причем, зачастую без возможности их оправдания, автоматически переводя из подозреваемых сразу в осужденные, которые должны быть непременно наказаны. Всех к стенке… без суда и следствия
Как чесоткой заболел
А на самом деле как почувствовать разницу между констатацией фактов и осуждением? Святые отцы почти в один голос утверждают, что между суждением и осуждением — тонкая грань. То есть суждение это ты уже начал чихать, а осуждение — уже 40-градусный жар. Сначала все начинается со степенного разговора, а спустя мгновение — лицо «загорается» в гневе. Но более всего это болезненное состояние похоже на чесотку.
В армии я однажды подхватил чесоточного клеща и оказался в изоляторе медчасти. Это жуткая болезнь, которая заставляет тебя расчесывать кожу в кровь. И чем больше ты чешешь, тем больше страданий себе приносишь. И удовлетворить этот зуд невозможно. Примерно также начинается и осуждение — с легкого зуда. Еще минута — и ты уже «чешешь» как сумасшедший не в силах остановиться.
Как черной магией увлекся
К своему стыду признаюсь, что был и такой этап в моей жизни, когда у меня на полке стояла книга по черной магии, так называемого, доктора Папюса. И не просто стояла — я ее жадно читал. Естественно, хотел стать магом. Но меня Бог миловал от последствий моего подросткового увлечения, и в контакт с силами зла я вступить не успел. Один случай из черной книги все же врезался в память.
Для того, чтобы поставить обидчика на место предлагалось сделать следующее. Самое главное, перед тем, как начать колдовские манипуляции над жертвой (подробности опущу) — магу нужно было встать таким образом, чтобы оказаться выше обидчика. А ведь эти инструкции из черной магии мы выполняем с вами очень часто, когда осуждаем других людей. Мы становимся на ступеньку выше, чтобы посмотреть на осуждаемого свысока. И с этой высоты опускаем на его голову, как гильотину, свой вердикт.
Как оценивал в жюри
За свою коротенькую жизнь мне несколько раз довелось быть в составе жюри различных конкурсов. Так вот, когда я рассматривал резюме и работы авторов, то после всегда поощрял тех, кто был более близок мне по духу, чьи мысли и мировоззрение были созвучны моим. Например, однажды на «Студенте года» я высокими баллами поддерживал парня, который ратовал за славянофилов. То есть был не совсем объективен.
А ведь мы всегда так поступаем. тем более, когда осуждаем. Мы судим других по себе любимым, сравниваем их с собой, мол, а я бы вот так низко никогда не поступил и т.д. То есть мы вдруг становимся эталонами веса, меры, длины. И только попробуй не соответствовать — будешь промаркирован, получишь клейкий ярлык. Но, к сожалению, в тоже время забываем, что «рыбак рыбака видит издалека», то есть мы видим в людях грехи, которые есть в нас самих. Лишь отражаем то, что нам не нравится в нас самих.
Как общался с лесопатологом
Один из самых интересных материалов, который написал в газете, где работал — был про лесопатолога. Это необычный врач, которые занимается болезнями деревьев. Как я был удивлен, когда узнал, что деревья болеют почти также как люди — у них есть своя разновидность рака, заражение паразитами и т.д.
Но самое страшное, что из наших собственных глаз начинают расти деревья, превращаясь в огромные бревна. Они мешают нам оценивать мир объективно. Мы лишь цепляемся своими бревнами за сучки наших ближних. Для нас они невыносимы. И поэтому главный христианский постулат: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1-2).