У россиянина есть проблема: вполне сыт, вполне одет, имеет крышу над головой и так далее. Мало кто из обывателей живёт действительно в нужде, в основном всё необходимое для жизни, так или иначе, есть. И как только удовлетворились основные потребности человека, в дополнение к ним пришли новые, удовлетворить которые полностью невозможно: они подобны прежним, но с примесью изощрённости.
Избыточествующий образ жизни развращает. Большие финансовые возможности возбуждают в человеке ощущение вседозволенности и взгревают страсти. Искушённый человек теряет способность довольствоваться малым, необходимым, достаточным. Разучивается довольствоваться тем, что имеет: всегда хочет получить что-то большее и что-то, как кажется на первый взгляд, лучшее. Многие стремятся к большим зарплатам, шоппингу, курортам и удовлетворению прихотей. Нынешние россияне, подобно гражданам развитых стран, начали страдать теми же болезнями: ожирением, многожёнством, шопоголией, беспорядочностью половой жизни, карьеризмом, бездетностью, безразличием к окружающим, неверием и прочим.
Причиной этому является желание «взять от жизни всё», желание быстро сконструировать нечто цельное и идеальное из несопоставимых частей. В принципе, такой подход к жизни вполне гармонично вытекает из концепции мышления, которую вот уже более десятка лет нам навязывают СМИ: «ты достоин лучшего», «выбирай лучшее», «управляй жизнью», «ты — исключение из правил» и тому подобное. Эдакая жизнь постоянного победителя, некоего постоянного обладателя всего лучшего. Жизнь человека, который не способен и не должен ни в чём себя ограничивать. Но, как известно, лучшее — враг хорошего. Невоздержанность лишает здоровья.
Сильное стремление удовлетворить даже мельчайшие свои прихоти проявляется во всех сферах жизни. Современного человека убеждают в том, что весь мир ему должен, а все окружающие лишь инструменты для достижения его целей. Он убеждён в том, что должен от жизни взять только самое, на его взгляд, хорошее, сочное, красивое, желанное, а всё остальное — игнорировать. Это однобокое отношение к жизни проникло и в религиозные устремления: появилась целая плеяда психологических тренингов, обучающих «позитивному» мышлению; появились религиозные организации, которые натаскивают своих адептов выбирать из религиозных учений мира красивые фрагменты и делать из них псевдодуховный винегрет. Появились эзотерические мастер-классы по «самосовершенствованию». И прочее, прочее, прочее. И всё это является следствием одного человеческого желания — максимально удовлетворить себя. А аппетиты всё растут и растут, и насыщаться становится всё сложнее и сложнее… насыщаться становится невозможно.
Всё смешали в одну кучу: дыхательные упражнения, гимнастику, йогу, буддизм, позитивный взгляд на мир, медитацию, заклинания на успешную жизнь, заговоры, гадания, цитаты из священных текстов, цитаты каких-то индусов, цитаты бизнесменов, осознанные сновидения, одурманивающие препараты, низкопробное эзотерическое чтиво, гороскопы и астрологию, откровенно абсурдные телепередачи про магию и мистику с какими-то смешными людьми в главной роли, аюрведические диеты и массажи, различные не стыкующиеся даже друг с другом варианты идеи реинкарнации и, плюс к этому, специальное дополнение для девушек — уроки стрип-танцев, потому что без этого девушки как будто бы непривлекательны. И весь этот винегрет, в различных его комбинациях и комплектации, на полном серьёзе в народе называется «духовная жизнь», «пища для души» и тому подобное.
По своей сути, это всё является тем, что ослепляет человека и никогда не приводит к Богу. Этот полностью бездуховный фарш интересен только людям, ищущим самоудовлетворения, а не Бога. Люди не хотят принимать, что такой псевдорелигиозный микс является признаком невежества и безразличия к духовности.
«Представьте себе, что вы сели кушать: налили себе борща,
положили в него плов, наломали хлеба, залили квасом,
нарубили в это месиво сливочного масла, поперчили,
залили майонезом и соевым соусом и съели всё разом…»
Представьте себе, что вы сели кушать: налили себе борща, положили в него плов, наломали хлеба, залили квасом, нарубили в это месиво сливочного масла, поперчили, залили майонезом и соевым соусом и съели всё разом. Понятное дело, что ваш желудок от такого обеда возмутится, а то и вовсе откажется принимать пищу последующие несколько дней. Конечно, со временем он привыкает и к этому, но вы гарантированно получите стабильную изжогу и испортите себе пищеварение. Вот примерно то же самое происходит и с душой. Человек просто калечит свою душу.
Духовная жизнь, в отличие от вышеописанного религиозного ассорти, есть не что иное, как жизнь Божьего Святого Духа в членах Церкви. Пища духовная, в конечном счёте, есть не что иное, как Тело и Кровь Господа. Вся православная литература имеет своей конечной целью одно — подготовка верующего к Причастию, к принятию настоящей духовной пищи.
Любая практика из религиозного учения нацелена на прохождение его адептом конкретного религиозного сценария. И медитация, и различные позы, и мантры, и молитвы, а также и прочие элементы религиозных учений нельзя вырывать из контекста этих учений. Никакая медитация вам в принципе не нужна, если вы не понимаете, из какого состояния в какое в итоге должно трансформироваться ваше мировоззрение и достижению какой последующей цели это должно способствовать. Допустим, когда буддист медитирует, то он не просто расслабляется после офисного трудового дня, он имеет более глубокие, религиозные причины.
Занимаясь, к примеру, йогой, вы не просто делаете физические упражнения на растяжку и дыхание, но ещё и настраиваете себя на определённый религиозный лад. И однажды настанет момент, в который вам порекомендуют дополнить дыхательные упражнения и шпагаты чтением каких-нибудь формул и заклинаний, а затем — призыванием каких-нибудь «духов стихий», а ещё чуть позже — осознанными сновидениями или иными какими видениями. И в итоге вы будете легко склонны к вступлению в очередную, к примеру, индусскую секту. Или в секту рериховцев, основатель которой, кстати, и разработал агни-йогу. Всё начинается с малого: «посмотрите, как прекрасен мир», «поищите в себе гармонию и свет», «обливайтесь водою», «посадитесь с нами на шпагат», «почитайте мантру перед сном», «полетайте во сне», «перестаньте кушать мясо», «откажитесь от прививок» и так далее. И так, помаленьку, в течение нескольких месяцев пропитывается человек пагубным псевдорелигиозным учением и суевериями. Сами по себе физические и дыхательные упражнения весьма для здоровья полезны, но опасно то, что к ним присовокупляют.
Конструкторский подход к религиозной жизни просто убийственен, по той причине, что основной целью такого подхода является не поиск Бога, а исключительно удовлетворение себя и улучшение качества своей жизни. Но это волшебное словосочетание — «качество жизни» — звучит для современного человека слишком аппетитно, чтобы перестать на нём зацикливаться и уж тем более, от него отказаться. Сейчас это словосочетание будоражит обывателя так же, как ребёнка будоражит поиск пиратского клада. Но здесь давайте познакомимся с житиями святых преподобных и взглянем на качество их жизни. Напомню, что это люди, которые прожили богоугодно. Кто из них жил богато? Кто из них носил дорогие одежды? Кто из них питался вкусно и плотно? Кто из них был здоров? Покорные духу нестяжания преподобные раздавали людям всё, что имели. Святые люди пренебрегали всем земным ради Христа и жили за гранью нищеты, и жили, между прочим, счастливо и с любовью к людям. Познакомимся также с житиями святых исповедников и мучеников, посмотрим на их здоровье. Их били, калечили и убивали за то, что они твёрдо держались истинной веры в Бога. А у нас что? Живём нормально, одеваемся хорошо, едим от пуза — и вокруг нас одни идиоты, которых мы ненавидим. Похоже, что-то пошло не так…
«В сознании обывателя церковь трансформировалось в бюро,
оказывающее платные услуги по страхованию души и туловища от проблем.
А Бог где?»
А в народе что? Крещение принимаем, чтобы иметь крепкое здоровье и защиту от злых духов. Дом освящаем, чтобы в доме всегда был материальный достаток. Машину освящаем, чтобы в аварии не пострадать. В сознании обывателя церковь трансформировалось в бюро, оказывающее платные услуги по страхованию души и туловища от проблем. А Бог где? Религиозное мышление у народа, несмотря на весь видимый прогресс науки и техники, осталось глубоко языческим. Не просто языческим, а глубоко и беспросветно языческим! В массах, в умах обывателей нет православия. Есть беспросветная темень язычества. Причём удивительно то, что в головах людей, работающих в сфере науки и образования, зачастую царит всё та же темень языческих суеверий. А всё потому, что мнение Господа мало кого интересует, человек просто хочет жить комфортно, а не в мире с Богом. Мало кто из обывателей осознаёт, что качество его жизни волнует Бога в самую последнюю очередь, а в первую очередь Бог желает спасти душу, но не капиталы человека. Господь не интересуется тем, ел ли ты на обед просто хлебную лепёшку или же лазанью, Господь интересуется тем, накормил ли ты голодного, сумел ли помочь нуждающемуся, сумел ли стерпеть человеческую клевету, сумел ли простить обидчикам всё былое…
Люди идут во всякие эзотерические кружки не для того, чтобы начать духовный путь, а для того, чтобы расслабиться и отвлечься от обыденности, от заевшей их серости. Представьте себе, что вы приходите к наставнику в надежде начать, как вам кажется, духовную жизнь, а он вам говорит: «делайте добро тем, кто вас притесняет», «раздавайте нищим то, что вашей семье не необходимо для проживания», «в жизни вы будете иметь скорбь», «не присваивайте чужое», «искренне любите ваших врагов», «молитесь о здравии обидчика», «не обманывайте людей» и прочее. Естественно, что вы к нему больше не придёте, вне зависимости от того, действительно ли то, что он произнёс — слова Божии. Вы даже не будете в этом разбираться, потому что эти слова не выгодны вам, даже если они на самом деле принадлежат Богу, потому что вы пришли для того, чтобы стать успешнее, а не для того, чтобы научиться богоугодной жизни.
Конструируя для себя комфортную религию, мы хотим лучше жить и чувствовать себя увереннее. Если говорить прямо, то не стоит себя обманывать: смешивая религиозные учения и выбирая из них, как нам кажется, лучшее, мы стремимся не к Богу, но к комфортной жизни. Это не религия в смысле возвращения человека ко Творцу, это религия шкуры в смысле самоублажения.
Конструктор смерти: вера Рубика (часть 2). Павел Эрлих
Все ортодоксальные религиозные учения, если говорить на языке обывателя, построены таким образом, что слияние их невозможно. Невозможно их смешение.
Невозможна их интеграция друг в друга. Да, в них могут встречаться схожие персонажи, сюжеты, события, имена, даты и даже целые книги, но это говорит лишь об историческом контакте этих учений, но вовсе не о том, что их можно смешать воедино.
Предположим, что у одного человека двое сыновей: Максим и Пётр. Пока дети росли, отец учил их уму-разуму. Но так сложилось, что Пётр вырос разгильдяем, всё забыл и в итоге скоропостижно спился, а Максим сохранил советы отца и, следуя им, достиг в жизни хороших результатов и передал наставления своего отца своим детям. И вот мы не можем, несмотря на то, что Максим и Пётр являются родными братьями, воспринимать их слова как одно и то же, даже если они оба уверяют, что ссылаются на слова одного и того же отца. Потому что один утратил наставления отца, а второй — сберёг. Мы не можем отнестись к словам Петра так же, как к словам Максима, несмотря даже на то, что у них общий отец. Мы не можем сказать, что они говорят одно и то же, и что объединение их слов приведёт нас к тому учению, которое дал им их отец. Объединение их слов приведёт к тому, что словами алкоголика Петра мы просто испортим замечательную жизненную философию Максима, полученную им от отца, поэтому смешивать их категорически нельзя. Необходимо просто посмотреть со стороны, оценить, поговорить с одним и другим, подумать и выбрать что-то одно: либо слова разгильдяя, либо слова разумные.
Примерно то же самое происходит и с религиозными учениями. Несмотря на их поверхностное сходство, объединение всё же невозможно. Все религиозные учения принципиально разнятся по внутреннему посылу. Допустим, несмотря на всё поверхностное сходство упоминаемого в Коране пророка Исы с библейским Господом Иисусом Христом, их невозможно воспринимать как одного и того же человека. Всё потому, что авторы Нового Завета повествуют нам о воплощении Бога среди людей (и Сам Иисус в Евангелиях говорил о Себе, что Он есть Бог), Который пришёл для того, чтобы взять на Себя наши грехи и нашу вину, а Коран говорит нам о том, что Иса Богом не является, и что он не был распят вовсе. Это тот принципиальный минимум, которого достаточно, чтобы прийти к выводу, что одно из учений является ложным. Как в приведённом выше примере с Максимом и Петром, какое-то из этих двух учений исказило слова Божии. И даже более того, Коран и Библия говорят о разных Богах, потому что у одного из них есть сын, а у другого — нет. Даже если сравнить поведение двух личностей, уже получаются разногласия: один защищает своих учеников, чтобы никто не пострадал, а другой – подставляет вместо себя под казнь одного из учеников, а сам благополучно исчезает. Это разные личности. Объединить эти два персонажа в одну личность без искажения обоих учений не представляется возможным. Это принципиально разные понимания воли Творца. И какое-то из них — ложное, так как истинно только одно.
Один знакомый, считающий себя мусульманином, мне сказал: «В Библии мне нравится всё, кроме двух моментов: Христа и креста». Ни один христианин не отвергнет Креста Господня (разве что по слабости духовной или по невежеству) и ни один мусульманин Креста Господня не примет. Мусульмане примут Библию, но только в том случае, если её нарезать на цитаты, выкинуть половину из них, а из оставшихся собрать Коран. Как же вы собираетесь это объединять?
Да что говорить об объединении ортодоксальных учений, если невозможно даже объединение внутри, условно говоря, одного направления! Допустим, невозможно объединить православное учение о Боге с протестантским учением или католическим. Невозможно объединить различные внутриисламские течения. И внутрииудейские — тоже. Вариантов просто нет. Мы, обыватели, напичканные психологическими фишками, привыкли к фразам, наподобие «компромисс есть всегда», «договориться всегда можно», «всё можно исправить», «главное — знать с кем выпить» и прочее. Так вот здесь это не работает. Единственный способ объединения православия и протестантизма — это отречение протестантами от своего учения и массовое принятие ими православного Святого Крещения. То же самое и с исламом, и с иудеями. Но я не думаю, что люди на это пойдут. Поиск истинной веры — это путь долгий и тяжёлый. И это совсем не путь финансовых достижений и улучшения качества жизни. Это путь доверия Богу, а не путь расчётливого ума. И почти всегда путь веры является для человека как минимум финансово невыгодным. Кто думает, что на пути к Богу он начнёт зарабатывать кучи денег, тот не к Богу идёт. Господь даёт верующему исключительно по реальной потребности и не больше. Мы хотим золотых гор и уважения в социуме, а Господь хочет привести нас к простоте сердца и смирению перед Ним и людьми. А это вполне достижимо и без золотых гор.
Мысль третья, завершающая: помимо отсутствия возможности интеграции религиозных учений друг с другом по причине их различий, существует также и самодостаточность религиозных учений для духовной жизни верующего. Для примера, если христианин, для того чтобы найти разрешение своего духовного вопроса, вынужден читать литературу другого религиозного учения, то это говорило бы о неполноте христианства. Или если иудей для решения духовных затруднений вынужден читать «Велесову книгу», то это говорило бы о неполноте иудаизма. И так далее.
Вот как в четвёртой главе третьей своей книги «Против ересей» пишет об этом православный святой Ириней Лионский:
«… Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни… Если бы возник спор о каком-нибудь важном вопросе, то не надлежало ль бы обратиться к древнейшим церквам, в которых обращались Апостолы, и от них получить, что есть достоверного и ясного относительно настоящего вопроса?»
Это говорит о том, что православному человеку нет нужды искать спасения в различных прочих учениях, нет нужды комбинировать фрагменты учений, нет нужды искать ответы на свои затруднения в литературе иных учений. Потому что Христос основал Свою Церковь таким образом, что в ней есть абсолютно всё необходимое для полноценного богообщения и спасения души (потому что в ней есть Святой Божий Дух). Бог не скрыл от человека путь спасения. Бог не давал никаких эзотерических, скрытых учений, которые были бы известны только избранным и которые уже сотни лет будоражат умы романтиков, склонных абсолютно во всём искать таинственный, мистический смысл.
В восемнадцатой главе Евангелия от Иоанна между обвинителями и Богом происходит такой разговор:
«Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил».
«Ты продаёшь душу бесам за сомнительные половые связи и за то,
чтобы к тебе прилипали ложки?»
Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею такие слова:
«Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить».
И ещё говорит такие слова:
«я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам… я не упускал возвещать вам всю волю Божию».
Из этого следует, что все те, кто думает, что путь к Богу и настоящее Божие слово сокрыто от широкой публики, ошибаются. Господь пришёл и основал в мире Церковь. И сделал это не тайно, но явно, на глазах у сотен людей, сбежавшихся на шум сильного ветра, которым сопровождалось сошествие Святого Духа на апостолов Христа. Апостолы Христа также ничего от людей не скрывали, но, напротив, распространяли истинное учение о Боге всегда прилюдно, чтобы спастись могли все без исключения. Господь и Его апостолы учили всех явно. Святые люди также учили всех явно. Церковь учит всех явно. И нет никакого тайного, эзотерического, эксклюзивного знания о Боге, о котором говорят лжеучителя, наподобие Е. Блаватской. Всё уже давно открыто, всё доступно. Бог давно уже реально достижим в каждом православном храме в совершении таинства Евхаристии. Не нужно искать каких-то странных бабушек и сомнительных экзотических гуру, вокруг которых летали бы кастрюли и тарелки. Один мой знакомый стал сатанистом из-за того, что в той организации, куда он вступил, обитает много легкодоступных женщин, а также из-за того, что там его научили прилеплять к телу столовые приборы. Порою так и хочется спросить: «Ты продаёшь душу бесам за сомнительные половые связи и за то, чтобы к тебе прилипали ложки?».
Сейчас модно всё объединять и комбинировать. Набирают популярность секты, обучающие своих адептов выбирать из религиозных учений «лучшее». Но это говорит исключительно о смысловой неполноценности учений самих этих сект. Православный человек не имеет нужды обращаться к сторонним учителям, потому что православие самодостаточно. Напротив, многие секты вынуждены обращаться к православным учителям, православной литературе и трудам наших святых людей, потому что никакое сектантское куцее учение не способно обеспечить человеку достаточного пространства для духовного роста.
Мы, православные люди, не нуждаемся ни в каком объединении, потому что у нас в Церкви и так есть всё, что необходимо для духовной жизни. Зачем нам объединение? Чтобы исказилось то, что дошло до нас от Христа? В объединении мы не обретём ничего, потому что у нас уже всё есть, а вот исказить учение можем. Кому это надо? Верно — антихристу. В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна между Богом и его учеником происходит такой разговор: «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Таким образом, согласно православному учению, есть только один путь к Богу — Христос. И никто не придёт к Богу другим путём, кроме как верою во Христа.
Резюмировать всё вышесказанное можно коротко: если действительно ищешь спасения у Бога — молись Ему, и Он Сам приведёт тебя в Церковь, потому что, согласно свидетельству апостола Луки, Господь и ныне ежедневно прилагает спасаемых к Церкви (Книга деяний апостольских, глава 2, стих 47).