ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Православная духовность / Жизнь Церкви | 10-11-2016, 11:48

Источник информации

«Больше в ваш храм ни ногой!». pravmir.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Бывает, придет сторонний человек в храм, там ему скажут что-то неласковое, он обидится и решит, что больше сюда ни ногой. Или увидит, как прихожане без очереди к исповеди рвутся. Как быть? Разговор о дисциплине в храме продолжает протоиерей Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца (г. Калач-на-Дону, Волгоградская область).

Что посеешь

Протоиерей Дмитрий Климов

Протоиерей Димитрий Климов

То, что происходит в храме – во время богослужения и вне его – зависит от священника, от его проповеди, от того, как он научит своих прихожан ощущать себя в храме и молиться.

Если прихожане еженедельно или ежедневно слышат от священника проповеди о том, что непременное условие молитвы – это тишина, сосредоточенность, отсутствие отвлекающих мелочей, то люди будут стремиться именно такую атмосферу создавать в храме.

А если вещать исключительно о том, как важно ставить свечи, заказывать обедни, молебны и другие требы и как важно все вокруг себя освятить посредством приглашения того же священника, то прихожане не будут знать, что, оказывается, еще надо молиться, пытаться во время богослужения понять, что там читается и поется.

И мысли прихожан будут всецело поглощены тем, как правильно свечку на подсвечник водрузить или записку подать – и неважно, что в этот момент читается Евангелие, поется «Херувимская» или Евхаристический канон.

Все-таки в храме важно не отвлекать друг друга. Важно помогать друг другу вот именно этим: создать такую благоговейную тишину, в которой человек мог бы погрузиться в слова молитвы, в свое покаяние, в свое обращение к Богу.

У старообрядцев с дисциплиной в храме – строго. Все у них по определенным правилам: мужчины с одной стороны, женщины с другой, без очереди на исповедь никто не пойдет.

Надо еще учитывать, что традиции прервались. Мы не знаем, как должно быть. Возрождение церковной жизни началось относительно недавно – с 1990-х годов. Нередко каждый священник в своем приходе возрождает по-своему. Каждый батюшка экспериментирует в силу своего, так сказать, разумения. У кого-то это лучше получается, у кого-то хуже.

Например, мне кажется, не должно быть в храме торговли свечками, иконами и так далее: почти все храмы имеют возможность где-нибудь в церковном дворе построить церковную лавку, отдельно от храма. Иначе идет служба, а в это время звенят монетки, кто-то что-то заказывает – шум, беспорядок. Это не совсем нормально.

Просто люди, просто работают

Бывает, человек, что называется, с улицы, приходит в храм и думает, что там все идеально, люди все как ангелы. И когда он сталкивается в храме с несовершенством в человеческих отношениях, то бывает шокирован. Он-то ожидал, что здесь все по-другому, не так, как везде вне церковной ограды.

Бывает и наоборот: человек, как говорится, с базара и сразу в храм, со своей рыночной манерой общения. А если ему прихожане делают замечание, начинается возмущение, жалобы чуть ли не Патриарху: «Со мной обошлись не так, как ожидал».

В любом случае, священнику надо очень внимательно относиться к тем людям, которые работают в церковной лавке регистраторами. Потому что от них многое зависит. Ведь каждому вновь приходящему человеку не объяснишь, что это – просто люди, которые просто работают. Кто-то работает в магазине, а кто-то здесь. Они умеют считать, ориентируются в ценах на те же книги, в состоянии ответить на какие-то вопросы… Найти человека, который бы при этом был проповедником, миссионером – задача нереальная.

Фото: священник К.Пархоменко / azbuka.ru

Фото: священник К.Пархоменко / azbyka.ru

Если болит по-настоящему

Иногда слышу от знакомых: «Больше в ваш храм ни ногой!» Спрашиваю: «А в чем проблема?» – «Мы пришли заказать панихиду, а нам какая-то бабка грубо что-то сказала».

Я в этом случае привожу такой пример. Болит у человека, например, зуб. Человек всю ночь с этой зубной болью мается и наутро приходит к стоматологу, сидит в приемной, ждет своей очереди. В это время уборщица моет полы и грубо говорит ему что-то из серии: «Ну-ка свои грабли там подними, чтобы я помыла как следует пол». Он гордо встает, вскидывает голову и говорит: «Ухожу сейчас же и больше сюда никогда не приду». Все соглашаются, что такую ситуацию трудно представить. Если у человека болит сильно, по-настоящему, разве ж он уйдет? И разве он не понимает, что уборщица не имеет непосредственного отношения к врачу, который может избавить его от боли.

Если вы так легко себя от храма, от молитвы, от богослужения отрываете из-за какой-то сумасшедшей бабки церковной, то это говорит только об одном: у вас не болит, вам все это не так уж нужно, не так уж важно.

Когда человеку нужно, когда у него действительно болит, он уже не обратит внимания ни на что, кроме главного.  

Но, повторяю, это не снимает ответственности с церковных людей, с настоятелей, в том числе и с меня, потому что и на наших бабушек иногда жалобы бывают.

Встать у двери

Как в храме ведут себя непосредственно прихожане, зависит от того, какое понятие у них сложилось о молитве. Есть у нас, например, люди, которые заходят в храм и становятся у входа. Всегда. Видимо, они прочувствовали и поняли притчу о мытаре и фарисее (см. Лк. 18:10-14).

Людей же, которые не читали Евангелие или прочли, но совсем не поняли, почему-то так и тянет пробраться к каждому подсвечнику – неважно, что это всем мешает – и встать в центре храма.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресуdiscuss.pravmir@gmail.com


 

В сюжете: Прот. Димитрий Климов храм дисциплина

 

Просмотров: 1 479
Опубликовал: Олег Рыжков

    Комментарии:


Оставить комментарий


  1. Людмила Савватеева

    10 ноября 2016 13:53

    ^
    Знакомый жаловался, что ему свечку не продали, потому что у него пятьдесят копеек недоставало. Теперь в храм ни ногой.
    Цитата

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru