Изменение нашей жизни, как в лучшую, так и в худшую сторону, происходит, как правило, постепенно и незаметно. И лишь какие-то внешние признаки, или, как говорят врачи, симптомы, позволяют в какой-то момент определить, что человек меняется, что с ним что-то происходит, например, он болен, или, напротив, выздоравливает от болезни. В последние десятилетия мы много чего узнали и восприняли нового от внешнего мира, от множества иных этносов, народов и культур. Легко, с жадностью и любопытством и не всегда осознанно и критично перенимая чужие традиции, обычаи и нравы, мы не заметили, как не только стали меняться сами в большинстве своем, но и, меняясь, стали утрачивать что-то по настоящему ценное и важное, что существовало и существует в нашей отечественной культуре, традиции и обычаях.
Сейчас у нас появилось много веселых и пестрых праздников, которые совершенно не соответствуют не только нашим традициям и устоям, но и порою входят в противоречие с тем, на чем эти традиции утверждаются, а именно — с православной верой. Самые, наверное, яркие из таких новомодных праздников — это печально известный Хеллоуин и грядущий в очередной раз так называемый День святого Валентина.
Зло возрастает в человеке постепенно и поначалу всегда облачается в видимость добра
Вот о чем здесь нужно сказать. Зло само по себе отвратительно, и всем нам это понятно, когда мы видим явное проявление зла в мире. Но мало кто почему-то задается серьезным вопросом — как это зло созревает в человеке, как оно развивается до той степени, когда приносит свои ужасные плоды. А секрет в том, что зло возрастает в человеке незаметно и постепенно, от малого к большому, и поначалу всегда облачается в видимость добра. И если человек в самом начале не осознаёт эту подмену и принимает зло за добро, то зло, подобно смертельной болезни, постепенно, но неотвязно начинает овладевать человеком и разрушать его жизнь. Причем это происходит таким образом, что человек зачастую теряет способность мыслить критически и начинает это зло, возрастающее в нём, оправдывать. Так что изумляешься порой, как люди, совершая ужасные злодеяния, истово доказывают всем, что они творят добро и правду. Это и есть цель всякого зла — постепенно и незаметно совершить в человеке подмену истины на ложь, красоты на уродство, добра на зло…
Понятие любви подменяется в этом празднике страстной влюбленностью
Итак, праздник святого Валентина. Мы полагаем, что это и есть один из примеров такой подмены. Почему? Ну, во-первых, потому, что понятие любви — этого высшего и святого чувства — подменяется в этом празднике страстной влюбленностью, похотью и греховным влечением. И это, может быть, одна из самых страшных подмен в нашей жизни. Потому что о любви говорят теперь повсюду и много, но настоящей любви становится в мире всё меньше и меньше. А что такое настоящая любовь?
Настоящая любовь — это Сам Бог, и любить для человека — значит в той или иной степени стать причастником жизни Самого Бога. И если мы говорим о любви к человеку, то это значит — увидеть человека таким, каким он призван и может быть в Царствии Небесном. Увидеть и всем сердцем, всей душою, в Духе Святом пожелать ему достичь этого блаженного и Божественного состояния пакибытия, то есть сверхжизни: жизни, лишенной всего темного, греховного, тревожного и суетного, жизни, исполненной высшей и совершенной радости, света и красоты. Вот что такое любовь! Это восхищение человека в рай и сердечное пожелание ближнему самого лучшего, что только может быть на свете. И от понимания того, что именно мы считаем лучшим в жизни, зависит подлинность или ложность наших чувств, их высота или низменность. В истинной любви нет нечистоты, греховной страстности, противной правде Божией. Это уже не есть любовь в собственном смысле, а нечто иное, что мы называем плотским влечением, и если оно не сдерживается страхом Божиим и свободно развивается в человеке, то он зачастую впадает в блуд — тягчайший грех, не только лишающий нас подлинной любви, но и отчуждающий нас от источника подиной любви — от Бога. И вот, человек, пребывая в болезненном и горячечном состоянии, думает, что он любит, и эта его любовь — есть та самая любовь, за которую, по слову Спасителя, человеку прощается множество грехов (См. Лк. 7, 47). Так что в обществе распространяется странное и ложное мнение, что «если по любви — то всё можно», то есть «можно» попирать заповедь Божию о целомудрии и чистоте и впадать в грязь и тину блудных отношений.
В истинной любви нет нечистоты, греховной страстности, противной правде Божией
Я говорю сейчас о каких-то простейших и очевидных для всякого христианина вещах, но в том-то и проблема, что для многих эти простые истины не являются уже очевидными. И человек, слыша о них, начинает внутренне раздражаться, противиться им и придумывать тысячу отговорок, не понимая, что таким образом он противится правде Божией. И соглашается с тем злом, которое усвоил себе как собственное и по законам которого он живет, думает и чувствует; которое оправдывает и отстаивает с ревностью, заслуживающей лучшего применения. Всё это очень горько видеть и понимать.
Но вернемся к празднику «всех влюбленных». Так вот, первая и «лежащая на поверхности» подмена заключается в том, что нет и не существовало никогда на свете такого святого, который благословлял бы нечистоту блудных отношений — а под этим мы подразумеваем не только незаконное сожительство и связи, но и всю ту «гамму» мыслей, переживаний, взглядов, мечтаний, томлений и чувств, которые так или иначе относятся к тому, что называется церковным языком «душевной и плотской нечистотой». Больше того, Сам Господь напоминает нам, что ничто нечистое не может войти в Царствие Небесное (ср. Откр.21, 27). То есть ничто нечистое не может иметь отношения к истинной любви и не может называться этим святым и великим словом. А что происходит в действительности? В этот день, именуемый Днем святого Валентина, принято трубить повсюду об отношениях преимущественно чувственных — от романтической влюбленности до откровенно страстных и блудно-развязных. И вот это объединение тоже весьма символично. Оно показывает всю палитру, весь путь, в который пытаются человека вовлечь бесы. От невинного по видимости и чистого чувства влюбленности — до страшного и гнусного разврата. И не думайте, что это вещи совершенно противоположные друг другу. Это зачастую всего лишь разные степени развития греха в человеке: от начала, зарождения зла, неосознанного ещё и воспринимаемого как что-то светлое и доброе, — до погибельного и страшного пленения и омрачения. И вот этой «псевдолюбви» и посвящен в целом весь этот «праздник».
Тут может возникнуть вопрос: так что же, и симпатия, и зарождение чувств, влюбленность, да и само влечение — разве всё это безусловное зло? Ответ очевиден — нет, конечно. Но всё это хорошо и добро, и приносит радость человеку только тогда, когда бывает согласно с Законом Божиим, освящено светом Божественной истины, сопряжено со страхом Божиим, верой и благоговением. То есть наши естественные чувства, если человек обращается к Богу, и молится Ему, и старается исполнять Его заповеди, — эти естественные человеческие чувства освящаются и получают правильное и благословенное развитие. Вот в чем всё дело. В том, принимает наша природа человеческая освящение и благословение, или она делается причастницей омрачения и проклятия. Дело в нашем послушании Богу, давшему заповедь о «брачных узах», или диаволу, призывающему нас к «свободной любви», что составляет саму суть Дня святого Валентина. Вот почему этот праздник, пришедший к нам извне и уже очевидно и явно связанный с греховным пленением, не может быть назван «нашим». Потому что невозможно переменить и освятить то, что уже в основании своем содержит болезнь и порок. Это большая иллюзия. Правильнее просто оставить этот праздник, отстраниться от него и присмотреться: а нет ли и в нашей традиции, в нашей культуре подобного праздника, но только восхваляющего и превозносящего действительную любовь, действительно высокие чувства? И мы увидим, что такой праздник есть, и достойное почитание его будет правильным ответом на тот соблазн, который нам надо мудро отвергнуть, показав, таким образом, благоразумие, верность истине и подлинную любовь.
Жизнь св. Петра и Февронии учит нас, на каком основании должны строиться отношения между мужчиной и женщиной
Я говорю сейчас о нашем, русском празднике Семьи, любви и верности, который совпадает с днем памяти святых муромских чудотворцев, князя Петра и княгини Февронии, и празднуется 8-го июля. Всё в жизни этих святых исполнено высокого смысла и содержания, всё полезно и назидательно для нас, всё служит добрым примером для подражания, особенно для подрастающего поколения. И главное — жизнь этой семейной пары учит нас, на каком основании и как именно должны строиться отношения между мужчиной и женщиной. А основание это — вера в Бога, понимание, что добрая жизнь возможна только в согласии с Его заповедями, что симпатия, влюбленность и влечение только тогда могут быть источником чистой радости, когда они сообразуются со страхом Божиим, благоговением и целомудрием. Именно эти качества содействуют тому, что благодать Божия осеняет, преображает и освящает отношения между мужчиной и женщиной, раскрывая их подлинный и высокий смысл в доброй семейной жизни. А сама эта жизнь подразумевает не только восторги и радости, но и то, что благословенное «единомыслие душ и телес» созидается многими трудами, верой, терпением и любовью. Той любовью, которая прибывает по капле по мере ущемления каждым своего «Я» ради угождения ближнему во благо. Цель же этой жизни — единство во Христе, приносящее святые плоды, в том числе и в чадах, которые являются добрыми плодами веры, благоговения, терпения, верности и любви. В этом смысле браки действительно заключаются на небесах, но не потому, что там, на небесах, что-то решается окончательно и бесповоротно в отношении нас, без нашего ведома, не потому, что есть какой-то исключительный план по соединению «двух половинок», идеально подходящих друг другу, а потому, что любой законный брак дает возможность людям, заключившим этот союз, достигать святости в послушании Богу. Другое дело, что мы сами эти «браки, заключенные на небесах», разрушаем своим неверием, беспокойством, нетерпеливостью, жадностью, эгоизмом, озлобленностью и многими другими страстями. Вот против такого легкомыслия и выступает Церковь, и как пример достохвальной ответственности и постоянства предлагает нам пример жизни семейной святых Петра и Февронии.
Будем же помнить о необходимости серьезного и трепетного отношения к высочайшему и святому нашему призванию: быть причастниками любви, которая неизбежно связана с верой, страхом Божиим, ответственностью и благоговением.