***
Лечить или исправлять всю Церковь, как это делают сегодня многие ее критики и противники – это величайшая глупость. Потому что вся Церковь – это единый организм, сообщество людей объединенных одной верой, во главе с Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому лечить и исправлять всю Церковь – это значит лечить и исправлять Самого Бога, что само по себе безумие.
И те критики, которые предъявляют какие – то претензии к Церкви, или говорят, что Церковь что – то кому – то должна и обязана быть такой – то, или такой – то, просто, не понимают сущности Церкви, да и вообще, плохо знакомы с устройством любого организма, который никогда не бывает весь болен. Всегда есть здоровые его части и нездоровые. И Церковь как Бого – человеческий организм, не исключение. Божественная, Небесная часть этого организма по определению здорова, а вот с земной, человеческой частью нужно разбираться.
Земная часть Церкви – это многогранная, духовно – административная структура. Глава ее тоже Господь наш Иисус Христос. Именно Его Божественной святостью, властью, и Духом Святым – «Утешителем», которого Господь обещал апостолам, и который сошел на них в День Пятидесятницы вся Церковь содержится и управляется уже в течение 2000 лет, не смотря на все человеческие немощи и грехи. И врата адовы никогда не одолеют Ее, что тоже обещал Христос. Управляется неведомым, таинственным образом, в том числе и через людей.
Но «Всяк человек ложь», говорит нам Священное Писание. Поэтому некоторые части Церкви бывают больны. Не вся Церковь! А те ее части, где иногда проявляется не Божия Правда, но грешная, горделивая, самолюбивая, страстная воля какого – нибудь человека, будь то епископ, священник или прихожанин. В тех случаях, когда кто – то вольно, или невольно идет поперек Божией воли и Его Заповедей.
Поэтому всегда, когда в Церкви, происходят какие – то казусы, или нестроения, или кто – то из церковных людей совершает что – то недостойное, винить нужно не Церковь, а нас самих, отдельных грешных людей, или группы людей, которые своими поступками или словами оскверняют понимание о Ней, потому что Сама Церковь, как и Бог поругаема не бывает, но такие люди дают повод говорить о Ней плохо.
И вот этих отдельных священников и прихожан лечить и исправлять можно и даже необходимо, если есть определенные знания, качества и способности, с любовью, терпением и кротостью, руководствуясь Евангелием и Церковными канонами, которых, к сожалению, безбожный мир не знает.
***
Бог есть Дух. Но мы можем не слитно соединяться с Богом и телом, и духом. Бог может пребывать в нас и преображать тело и душу. И Господь Бог наш Иисус Христос тому пример. Человек соединился с Богом, стал Бого –Человеком, восстановил человеческую природу и вновь сделал ее бессмертной, обожив ее во Христе Иисусе. И все мы призваны к этому. Так же в Таинстве причащения, материя (хлеб и вино) не слитно соединяются с Духом и становятся Телом и Кровью Христовыми. Великое Таинство! А Без Духа все мертво. Мы все живем Духом, но несовершенно, поэтому грешны и смертны. И наоборот, грешны и смертны, потому что живем не совершенно Духом.
И Церковь без Духа будет мертва. Дух сошел на апостолов, и они обрели различные духовные дары. Без Духа апостолы не стали бы апостолами. Так же и вся Церковь без Духа всего лишь стены и беспомощный народ.
Поэтому важно не внешнее (материальное), но внутреннее (духовное). Внешнее должно стремиться к внутреннему. А внутреннее должно выражаться внешним. Какое внутреннее, такое и внешнее. Вот тогда все правильно. Внешние человеческие черты лица почти всегда отражают внутреннее состояние самого человека. Когда внутреннее не отражает внешнее – это называется игрой, или маской.
Земная часть Церкви перестанет быть Христовой, станет маской и последней игрой для антихриста, если в людях окончательно исчезнет любовь и останется только внешнее: золотые купола, красивые, богатые иконостасы, поклонение чинам и чинопоследованиям, обрядоверие, торгово – рыночные отношения (купля и продажа Таинств) и формализм, при страшном тоталитарно – бюрократическом управлении, а внутреннее – Любовь, а значит и Дух Божий, уйдут.
Тогда в Церковь тоже придет «мерзость запустения». Ибо без Любви любая самая красивая форма - это пустота, а полнота только там, где Любовь, а значит и Бог. Именно этих явлений всему Церковному миру нужно опасаться, а не ИНН, электронных карт и всякой другой чуши. Мудрое единоначалие в Церкви, основанное на любви и соборности – это образ Царства Божиего. Но нельзя подменять единоначалие и допускать в Церковь Христову, чью бы то ни было, диктатуру и деспотизм, а так же формализм, коммерцию и равнодушие. В утверждении этих явлений в земной части Церкви кроется ее конец. Хотя, конечно же, Врата адовы не одолеют Ее. Церковь будет существовать, но в каком виде, это большой вопрос.
Слава Богу, что времена эти еще не наступили. Есть Русская Православная Церковь, Святейший Патриарх, есть еще духоносное священство, православные богословы, православная вера, русский народ, и самое главное, в Церкви есть Любовь. И, пока еще, ее там намного больше чем в мире.
С праздником Святой Троицы и Днем рождения Церкви, дорогие друзья!
Диакон Олег Рыжков