Злоба в сердце лечится очень простым способом. Этот способ досконально изучил иерей Андрей Чиженко.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – ближайший и возлюбленный ученик Христов – написал в своем Послании: «…Бог есть любовь» (1Ин. 4: 7-8). И эта Божественная любовь изливается на всех – добрых и злых, плохих и хороших.
Вспомним Евангелие от Матфея: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44, 45). Образно выражаясь, Господь в одинаковой мере любит и преподобного Сергия Радонежского, и Гитлера, хотя пути их свободных воль, конечно же, различны.
Точно так же должны поступать и мы. Об этом Спаситель сказал нам в главной молитве христианства «Отче наш»: «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Это метод, который мы должны использовать в общении с людьми. Если человек будет идти этим путем, то он достигнет совершенства. Почему?
Потому что любой человек на Земле, вне зависимости от его вероисповедания и поведения – укоренения в добре или во зле – образ и подобие Божии. Как говорила преподобномученица Елизавета (Романова), память которой мы праздновали совсем недавно (5/18 июля): «Образ Божий в человеке нельзя уничтожить, его можно только замутить». И великая княгиня шла в бандитские трущобы Москвы на Хитровку, чтобы нести тамошним жителям свет Христов. Многим из них она с Божьей помощью помогала направить свою жизнь в новое русло.
То есть, фактически, мы должны вести себя с другими людьми примерно так: «Я знаю, что передо мною – образ и подобие Божье. По сути, живой Господний храм. И испытывая к нему ненависть, обиду или причиняя ему зло, я совершаю святотатство. Потому что в таком случая я наношу вред Божьему храму, которым есть человек – ближний мой». Вот с каких позиций мы должны подходить к любому человеку на нашей земле.
Почему еще Господь призывает нас любить наших врагов? Потому что – это самая бескорыстная любовь. Священномученик Григорий Шлиссельбургский в своих проповедях говорил о том, что во многих видах любви у нас примешан эгоизм или корыстолюбие: мы любим своих детей, потому что они похожи на нас и в них есть частичка нас самих; мы любим друзей или подруг, потому что они нас хвалят, и в трудную минуту мы рассчитываем на их поддержку, мы любим начальство часто также из корыстных карьерных побуждений.
А любовь к врагам – это индикатор чистоты и бескорыстности нашей любви вообще к человечеству. Конечно же, полюбить своих врагов непросто. Но здесь также есть хороший метод, который предлагают нам святые отцы древности в духовном сборнике «Добротолюбие». Они говорят нам о том, что очень сложно падшему человеку полюбить своего врага, но это возможно, если он будет относиться к нему как к орудию в руках Господних, которое вскрывает недостатки самого человека и исправляет их. Метафорически выражаясь, враг наш – это хирургический скальпель в руках Бога, которым Всевышний проводит операцию и излечивает какую-то нашу болезнь. И с этой точки зрения очень даже возможно полюбить своего врага.
В духовное же назидание по теме обид и прощений хочется предложить вам, дорогие братья и сестры, житие преподобного Тита, пресвитера Печерского, которое записано в Патерике Печерском. Тит простил своего недруга Евагрия, потому восстал со смертного одра здоровым и спасся, став преподобным. Диакон же Евагрий не простил отца Тита, сколько последний не молил его. И некий немилостивый ангел ударил пламенным копьем Евагрия, и тот упал бездыханным.
Это, конечно же, урок для всех нас.
Игумения Арсения (Серебрякова), настоятельница Усть-Медведицкого Преображенского монастыря, жившая в конце XIX– начале XXстолетий, когда-то сказала следующие слова: «Не ищите земной справедливости, ее нет, а небесная справедливость на земле, пригвождена ко кресту».
Один из методов сатаны заключается том, чтобы убедить нас в прямо противоположном. Лукавый дух пытается внушить нам мысль, что нас лишили некой земной справедливости: незаслуженно обидели, и мы должны восстановить баланс справедливости или утраченный авторитет, или просто отомстить. Но если мы отвечаем злом на зло, если мы впускаем в сердце зло, то благодать Святого Духа отходит от нас, любовь Божья покидает нас, и мы оказываемся совсем не с Господом, а совершенно на противоположной стороне. Ибо Бог есть любовь.
Если мы кормим своими эмоциями и мыслями маленького монстрика обиды, то нужно быть готовым к тому, что он вырастет поначалу в чудовище злости, а потом и в Годзиллу ненависти. И первым, кого сожрет эта Годзилла ненависти, будем мы. Потому что злоба, которую мы копим на человека, отрицательно сказывается как на нем, так и на нас самих.
Каждый из нас испытывал чувство злобы на ближнего своего. Вспомним в самих себе, как это было, что мы испытывали в этот момент: беспокойство, расстройство нервов, лишение аппетита, сна. И приносила ли нам удовлетворение месть? Нет. Потому что злоба в сердце лечится совсем другим способом. Кстати говоря, очень простым.
Святые отцы так сказали о нем: «не забывай говорить "прости"». То есть попросить прощения, найти пути примирения с обидчиком – вот, что мы должны в первую очередь. И, конечно же, исповедь. Тогда благодать Божья вернется к нам, и мы снова ощутим в глубине своей души мир и гармонию от того, что Святой Дух соделает нас своим обиталищем.
Если нет возможности примириться лицом к лицу, то попросите прощения хотя бы мысленно и сами от всего сердца все простите.
Также очень плодотворно, если ваш обидчик – православный христианин, заказывать за него сорокоусты, подавать записочки на литургию, на молебны, чтение Псалтири. К примеру, полезно попросить священника послужить молебен о начале всякого доброго дела с чтением акафиста перед иконой Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», регулярно поминать обидчика или просто человека, которого ты осуждаешь, в домашней молитве.
Все эти молитвенные средства очень действенны. Как говорится, проверено на себе.
Если обидчик ваш уже умер, то все равно от чистого сердца мысленно попросите у него прощения. Ведь душа его бессмертна, и она обязательно услышит вас. И если к тому нет канонических препятствий, также старайтесь за него молиться, заказывать сорокоусты, чтение Псалтири, панихиды, литии, подавать записочки на Литургию, келейно за него молиться.
Святитель Феофан Затворник в случаях с обидчиками, к примеру, давал следующий совет: «Можно удовольствоваться тем, что в душе искренно примирились с ним и желаете мира и в обращении. Искать примирения словом и делом лучше прекратить, иначе ярость его все будет углубляться и сгубит его. Ищите случая сделать ему какое-либо добро, без ведома его. Узнав о нем после совершения, он скорее одумается. Но, встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце и проходите, не затрагивая его, и только молясь о нем».
Будем же, исполнять дорогие братья и сестры, золотое правило морали: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:11). Будем же с Божьей помощью укрепляться в добре и любви к Господу и ближнему. Ведь «Кто говорит "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20). А брат мой – это каждый человек, живущий на планете Земля. Каждый без исключения…
Иерей Андрей Чиженко