А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в Законе?» Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Лк. 22, 34-40).
Ответ, данный Господом на этот вопрос, заставил фарисеев замолчать. Они давно уже забыли, что такое живая вера в Бога, поскольку заменили ее преданиями старцев и собственными представлениями о благочестии. Ветхозаветный Закон наполнился таким количеством правил, что за их великим множеством стало сложно разглядеть его главные составляющие. Заповеди Божии стали восприниматься большей частью элиты израильского общества не как возможность прославления Бога, посредством реализации Божественной воли в собственной жизни, а как способ заслужить людскую похвалу, авторитет и уважение окружающих. Такое смещение акцентов неизменно влечет за собой не просто подмену понятий, но, что гораздо опаснее, ведет человека по ложному пути.
На экзамене по нравственному богословию, когда я учился в Свято-Тихоновском богословском институте, мне попался билет с вопросом, поставленным несколько иначе. Мне предстояло ответить не на то, какая заповедь в законе бо́льшая, а почему именно любовь к Богу, а не к человеку должна стоять на первом месте. Первые мысли, которые пришли мне тогда в голову, носили слишком очевидный и формальный характер: Бог – Творец мира, ради спасения которого Сыном Божиим была принесена Крестная Жертва: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Ответ вроде бы верный, но он в большей степени говорит о любви Бога к человеку, а не наоборот.
Когда я рассматриваю какую-либо ситуацию, я анализирую ее с трех позиций: причина, следствие и последствия. Этого же принципа я решил придерживаться и в ответе на поставленный вопрос. Причина воплощения Иисуса Христа – любовь Бога к Своему творению. Следствие – Крестная Жертва, освободившая человечество от власти греха и смерти. Ну а последствие – личное участие каждого из нас в деле строительства храма своей души. Заповеди Божии являются теми духовными направляющими, которые позволяют нам не просто не допускать совершения греховных действий, но и достигать полноты жизни, возможной лишь в единении с Богом.
Очень часто те испытания, через которые приходится проходить нам или нашим близким, вызывают у нас множество вопросов и сомнений. Тяжелые болезни, финансовые неурядицы, смерть любимых – все это в лучшем случае вызывает просто ропот, а в худшем ведет к страшным последствиям (алкоголизм, наркомания, самоубийства). Все это является результатом отсутствия должной любви к Богу и веры в Его промыслительную заботу о нас. Священное Писание приводит нам множество образцов, как положительных, так и отрицательных, на примере которых можно наглядно увидеть, к чему может привести та или иная модель поведения. В этой статье я хотел бы привести лишь некоторые из них, несомненно знакомые каждому верующему человеку.
Авраам
История Авраама для современного и далекого от веры человека представляет собой абсолютно нереальную картину, способную вызвать лишь недоумение. Как можно, когда у тебя есть всё – семья, влияние, богатство, – отправиться практически нищим в неизвестную страну за какими-то абстрактными благами. Ведь всё, что обещал Бог Аврааму, казалось таким несбыточным. Авраам, не имевший детей, должен был стать родоначальником великого народа. Именно из его потомства должен был родиться обещанный людям Спаситель, в Котором получат благословение все земные народы.
Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Именно вера Авраама находит свое полное отражение в словах Христа Спасителя, призывающего Своих последователей оставить всё, взять крест свой и следовать за Ним. Господь в разговоре с богатым юношей говорит: «Одного тебе недостает: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною, взяв крест» (Мф. 19, 16-30). Эти слова оказались неподъемными для благочестивого юноши, с детства соблюдавшего заповеди Божии. Понять его можно, ведь так страшно бывает лишиться не столько имущества, сколько почвы под ногами, дающей уверенность в завтрашнем дне.
В одной притче говорится о человеке, упавшем в пропасть. Когда он падал, то успел ухватиться за ветку дерева, росшего на краю обрыва. Глубокая пропасть под ногами заставила несчастного вспомнить о Боге. Он стал взывать к Нему в надежде получить спасение. Его мольба не осталась неуслышанной. Господь повелел ему отпустить ветку, чтобы Он мог протянуть человеку Свою руку. Но тот, услышав такое повеление, тут же отказался, сказав, что его жизнь зависит именно от этой ветки.
Вера Авраама оказалась сильнее страхов и сомнений, за что он и был щедро вознагражден в земле Ханаанской, получившей название обетованной. Именно здесь он смог испытать счастье отцовства, ниспосланного ему и его супруге Сарре уже в престарелом возрасте. Долгожданный сын, о котором так долго молил Бога Авраам, стал для него не только утешением в старости, но и еще одной проверкой его веры и любви к Богу. Это испытание превосходило по своей сложности все предыдущие, поскольку Аврааму, по требованию Божиему, предстояло принести в жертву собственного сына. «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22, 2). Можно только предполагать, что испытывал Авраам, когда услышал это повеление, а также когда заносил свой нож над лежащим на жертвеннике мальчиком. Возможно, Авраам, безмерно любивший Бога, настолько доверял Его Промыслу, что готов был по этой причине пойти на такой страшный шаг. И это доверие не оказалось неоправданным. Голос, раздавшийся с неба, сказал ему: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22, 12).
Отцы Церкви говорят, что Бог нам дает лишь те испытания, которые мы можем пройти. У каждого из нас они свои, впрочем, как и у Авраама. Жертва, которую тот должен был принести в земле Мориа, была им все же принесена. Эта жертва – это та вера и любовь к Богу, без которых никакое соблюдение заповедей не имеет должного смысла и значения. Быть верным до конца удается не всем, но эта верность всегда вознаграждается Богом многочисленными благами, самое бесценное из которых – это Его постоянное присутствие в нашей жизни.
История многострадального Иова
Один мой знакомый, очень критично относящийся к вопросам веры, рассматривает историю Иова как еще один аргумент, свидетельствующий о жестокости и несправедливости Бога. Иов, по его мнению, стал жертвой противостояния Бога и диавола, решивших путем вмешательства в судьбу простого смертного выяснить, кто из них могущественнее. Бог, Сам обративший внимание сатаны на Своего верного раба Иова, спровоцировал тем самым лукавого на дальнейшее развитие событий, повлекших за собой многочисленные страдания праведника.
Точка зрения моего знакомого могла бы иметь под собой хоть какое-то основание, если бы она не была изначально построена на ошибочных суждениях. Да, Иов действительно был добрым и благочестивым человеком, получившим за свою богоугодную жизнь богатые дары. У него была большая семья – жена, семь сыновей и семь дочерей, а также огромное количество крупного и мелкого скота. Преданность Иова Богу, по мнению сатаны, напрямую зависела именно от этих материальных благ, а не от бескорыстной любви. В ответ на это Бог попустил диаволу проверить праведность Иова на прочность, запретив трогать только его душу.
Те испытания, через которые довелось пройти Иову, должны были не просто продемонстрировать его веру, но и вывести ее на новый, не зависящий от превратностей судьбы уровень. Гибель сыновей и дочерей, потеря всего имущества, страшная болезнь и непонимание друзей – всё это не смогло поколебать веры Иова. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов 1, 21) – такова была реакция Иова на весть о гибели детей и потере имущества. Когда Иов был поражен злейшей проказой, его жена стала призывать его похулить Бога и умереть, чтобы больше не мучиться, но он сказал ей: «Ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2, 10).
«Сила любви Божией может быть ограничена лишь нашим равнодушием и нежеланием впустить Его в свое сердце»
Такая удивительная стойкость Иова объясняется прежде всего его любовью к Богу. В своих рассуждениях о ниспосланных страданиях он не ропщет на Него. Прежде всего он скорбит о том, что Бог лишил его общения с Собой – общения, без которого теряют свой смысл не только ниспосланные испытания, но и сама жизнь. Еще одна очень важная тема, поднятая в истории Иова, касается вопроса происхождения страданий и зла. Источником всех этих противоестественных явлений является сатана, использующий любые возможности, способные ввергнуть человека в пучину греха. Все эти искушения, благодаря Промыслу Божиему о каждом из нас, ограничиваются пределом наших внутренних сил и не превышают их возможностей. Более того, Сам Бог оказывает нам всестороннее содействие, когда видит наше желание быть с Ним. На примерах Авраама и Иова можно еще раз убедиться в том, что Бог любит каждого из нас. Сила этой любви может быть ограничена лишь нашим равнодушием и нежеланием впустить Его в свое сердце. Подобные ситуации возникают, когда мы чрезмерно привязываемся к благам чувственного мира, несущим лишь временное и весьма сомнительное удовлетворение.
Цена чечевичной похлебки
Свобода выбора между добром и злом, сиюминутной выгодой и вечной жизнью, зависит только от нас. Что выбрать – личное дело каждого, но при этом не стоит забывать о том, к каким последствиям может привести решение, основанное не на камне (вере и любви), а на песке (Мф. 7, 24-29).
Исаак, сын Авраама и Сарры, был отцом двух братьев-близнецов – Исава и Иакова. Еще в утробе своей матери Ревекки они стали биться между собой, что заставило ее воззвать к Господу. Господь сказал Ревекке, что от ее сыновей произойдут два народа: «Один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25, 22-23). Отцом великого народа должен был стать Исав, появившийся на свет несколькими мгновениями раньше своего брата. Первородство давало ему большие привилегии, которые включали в себя не только двойную часть наследства. Речь шла прежде всего об особой близости к Богу и многочисленным Божиим благословениям. Именно из рода Исава должен был произойти Мессия, обещанный Богом еще Адаму.
Как показывает дальнейшее описание жизни Исава, он был весьма прагматичным человеком. Именно эта прагматичность и подвела его, когда он, однажды вернувшись с поля, голодный и усталый, захотел отведать чечевичной похлебки, приготовленной Иаковом. Когда он попросил у брата поесть, тот потребовал взамен право первородства. Исав ответил: «Вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?». Своими словами он не просто отрекся от преимуществ своего рождения, но и продемонстрировал пренебрежительное отношение к Божиему благословению. Когда Исав понял, какую страшную ошибку допустил, менять что-либо было уже поздно. Реакцией на это стало не чувство покаяния перед Богом, а зависть, ненависть, открытая вражда и желание убить брата. Моральная и духовная деградация Исава впоследствии печально отразилась и на судьбе народа, родоначальником которого он стал.
Давид и Вирсавия
Царь Давид воспринимается многими как великая, но очень противоречивая фигура. Простому пастуху по воле Божией предстояло стать царем Израильским вместо Саула. Тот лишился благодати Божией из-за своей непокорности, выразившейся в отказе подчиняться словам пророка Самуила. Давид отличался прежде всего кротостью перед словом Божиим, которое было для него превыше всего, даже если оно противоречило его пониманию и интересам. Господь щедро одарил Давида Своими дарами – сделал его Своим помазанником, талантливым военачальником и могущественным царем. У Давида было всё, о чем могут мечтать простые смертные, но самое главное, у него было открытое сердце, всегда обращенное к Богу. Именно любовь к Богу, а также искренняя вера в Него позволяли Давиду подниматься в моменты опасности и падений, связанных с собственной слабостью и греховностью. История с Вирсавией – еще одно тому подтверждение.
Жена Урии Хеттеянина настолько поразила Давида своей красотой, что он не смог удержаться от желания овладеть ею. Для этого необходимо было избавиться от Урии, которого Давид отправил на поле боя. Начальнику войска было приказано поставить его во время сражения так, чтобы он был убит. Желание царя было исполнено, а Вирсавия, после того как оплакала погибшего мужа, стала женой Давида. Ослепленный страстью, Давид даже не помышлял о раскаянии, хотя и нарушил сразу две заповеди Божии – не убий и не желай жены ближнего твоего. Столь безрассудное поведение продолжалось до тех пор, пока к Давиду не пришел с обличением пророк Нафан. Давид, в отличие от Саула или царя Ирода, казнившего Иоанна Крестителя, осознал свою вину и раскаялся. Он был прощен Господом, но страшные последствия его грехопадения еще долго давали о себе знать. Его сын, рожденный Вирсавией, умер на седьмой день после обличения Нафана, а царство потрясли мятежи и восстания, одно из которых возглавил Авессалом. Несмотря на все это, Господь, благодаря сердечному покаянию Давида, возвестил тому, что его престол устоит во веки, а от его потомства произойдет Спаситель мира – Христос.
Все эти примеры, описанные выше, как положительные, так и отрицательные, говорят нам о том, что у Бога есть Свой особый промыслительный план о каждом из нас. Этот план основан на любви, не требующей от нас взамен ничего, кроме ответного чувства. Ведь именно любовь к Богу помогает нам правильно выстраивать свою жизнь, в соответствии с Его волеизъявлением. Именно любовь к Богу позволяет нам не опускать руки в сложных жизненных ситуациях, которые в свете Божественной любви воспринимаются как дар, а не наказание за какие-либо проступки. Именно любовь к Богу дает нам надежду на прощение, когда мы уступаем соблазнам этого мира и собственной плоти, позволяя не впадать в бездну греха и отчаяния. Именно любовь к Богу дает нам возможность выстраивать свои отношения с ближними не на эгоистичных принципах собственного «Эго», а в свете бескорыстной и жертвенной любви.
На обложке — картина «Иисус и фарисеи. Художник Джеймс Тиссо»