Проголосовать: | голосов: 1 |
Порой диву даешься, какие вопросы и мысли роятся в головах у нас, считающих себя православными. Недавно звонила прихожанка – добрая, прекрасная женщина и мама. В Церкви уже не один год. Исповедуется и причащается, читает духовную литературу, казалось бы, должна уже что-то понимать, но ее вопрос меня изумил. У этой женщины недавно родилась дочка, и маму интересовало совсем не то, как воспитывать ребенка в Православной вере, а можно ли, с Православной точки зрения, стричь ребенка налысо в год или нельзя? Я, конечно, ответил, что стрижка младенца – это вопрос только гигиены и здоровья волос, но никак не Православия. Но таких удивительных вопросов много. Ответы на них публикуются почти в каждом Православном СМИ, и наш сборник не является исключением.
Какой рукой ставить свечку, сколько штук и какому святому лучше? Кому молиться от гриппа, а кому – от желудочных колик? Можно ли ездить на кладбище в Троицу? В каком храме или святом источнике благодати больше? И т.д., и т.п.
Не будем перечислять дальше. Все это напоминает известную рекламную фразу: «Сколько вешать в граммах?» Видимо, вопросы – сколько и почём – настолько въелись в наше сознание и души, что мы и духовную жизнь стали воспринимать и измерять количеством положенных поклонов, поставленных свечек, вычитанных молитв и других внешне «правильных» действий и правил. Когда такие вопросы задают люди, недавно пришедшие в храм, их можно понять. Но когда «бывалые» прихожане не только задают подобные вопросы, но ещё и сами учат других разным глупостям и нелепостям, хочется ещё раз напомнить о двух главных правилах, которые дал нам Господь наш Иисус Христос и которые мы должны научиться исполнять или хотя бы приблизиться к их исполнению:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф., 22:37–40).
На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Вот что самое главное и единственно важное для нас.
А еще есть заповеди блаженства:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф., 5:3–11).
Вот то, чему мы должны постараться научиться (нищете духа, плачу о своих грехах, кротости, жажде Правды Божией, милости, чистоте сердца, миротворчеству, страданию за и ради Христа).
Видна огромная пропасть между тем, к чему нас призывает Господь, и нашими нелепыми вопросами – надуманными и просто глупыми суеверными правилами, которые в храмах насаждаем мы же сами. Поэтому прежде всего мы должны понять, что слишком легко поставить свечку, написать записку, сделать поклон или совершить другое внешнее действие и быть довольным собой. И во сто крат сложней, а без Божией помощи просто невозможно, научиться тому, о чем говорится в Евангельских заповедях. Но именно в исполнении этих заповедей и заключается наше спасение.
Диакон Олег Рыжков
Твитнуть |