Священник Александр ЕРМОЛИН
«Христос Спаситель», «Спаси и сохрани», «Пресвятая Богородице, спаси нас» — все эти слова являются органичной частью жизни православного человека. Через пару-тройку лет церковной жизни они становятся привычными и, можно сказать, даже обыденными. Но возникает вопрос: а понимаем ли мы что такое спасение и о чем мы просим Бога, говоря «спаси нас»? Что такое спасение, кого и от чего надо спасти — давайте попробуем разобраться в этом.
Религия спасения
Начнем с тезиса: христианство — это религия спасения. Именно спасения, а не улучшения, не просто какого-то изменения. Об этом очень хорошо сказал отец Александр Шмеман: «о спасении, а не об утешении и утешительных словах молит тонущий человек, или человек, дом которого охвачен пламенем, или человек, летящий в пропасть»[1].
А теперь откроем «Катехизис». Ради чего Христос пришел в мир: «спасти человеков пришел на землю Сын Божий от греха, проклятия и смерти»[2]. И там же мы читаем, что грех – это «преступление закона», произошедшее после грехопадения. Христос как «новый Адам» пришел искупить грех первого Адама и показать людям путь ко спасению.
Но для того, чтобы осознать необходимость спасения, нужно осознать свою гибель. К сожалению, мы перестали ощущать себя людьми по-настоящему погибающими. Современному человеку все сложнее и сложнее осознать себя гибнущим. Он очень хочет не заметить это умирания: «нет, не случайно всё громче гремит оглушающая шумная музыка, ускоряется ритм жизни, всё увеличивается число новостей, которыми глушат нас день за днем. Это человечество, боящееся остановиться, боящееся задуматься, боящееся остаться наедине с собою и увидеть гибель, страх, ненависть и зло как саму жизнь, к которой мы приговорены»[3].
Христианство без Христа
Христианство без Христа и христианство без спасения — это мечта современного человека, боящегося узнать, что он не только смертен, но и погибает. В христианстве есть прекрасный нравственный потенциал, его заповеди полезны каждому – так рассуждают многие представители либерального протестантского богословия, говорящие о «христианстве без Христа». Но именно личность Христа-Спасителя — это то, без чего не может быть христианства. «Многие хотели бы как бы «обезвредить» христианство, сделать его придатком к жизни, бытом, древностью, добрым обычаем. Но как нельзя убрать из Евангелия крест и распятие, так не убрать из христианства этого соотношения гибели и спасения»[4] — так писал об этом отец Александр Шмеман.
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) – говорится в Евангелии. Святитель Лука Крымский прекрасно сказал об этом отрывке: «Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог»[5].
Поэтому и спасение начинается здесь и сейчас. Осознать свою греховность, осознать, что нужно спасаться — вот с этого начинается спасение.
Таким образом, спасение — это ключевое понятие христианства. И от того как человек понимает что такое спасение, кто, кого и от чего спасает зависит вся его религиозная жизнь.
[1] https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/simvol-very/#0_6
[2] https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_5
[3] https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/simvol-very/#0_6
[4] https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/simvol-very/#0_6
[5] http://bible.optina.ru/new:lk:17:21