Эта тема бесконечна. Как и все духовные темы. Захотелось еще раз вернутся к смыслу духовной жизни.
К сожалению, наше духовное развитие в большинстве случаев останавливается на банальном и истертом до дыр вопросе «можно или нельзя?».
Мало кто задумывается над тем, что православная вера – это вообще не про это. И даже ветхозаветные 10 заповедей не про запреты и разрешения, хотя в них есть отрицательная частица «не». Не убий, не прелюбодействуй, не воруй – все это не про «нельзя», а совсем про другое.
Когда Христос пришел, Закон умер, говорят нам апостолы в своих посланиях. «Все мне можно, но не все полезно», «люби Бога и делай, что хочешь» – эти цитаты даже среди православных людей мало кто знает. А кто слышит, почти всегда обращает внимание на первую или вторую половину, а не на весь контекст. А ведь смысл в обоих случаях открывается только во всем предложении, а не в одной части. Можно..., но не все полезно. Люби... и делай.
Собственно, в этом все заповеди Божии. Он ничего нам не запрещает, но предупреждает.
Не убий, не воруй, не прелюбодействуй, не греши – это не нельзя. Это значит можно, но не полезно. Или нельзя, потому что будут неприятные последствия для вас. Самый близкий и простой пример: не упивайтесь и не объедайтесь на Новый год – будете болеть. Именно в таком понимании открывается что грех – это плод на древе познания добра и зла. Бог его поставил в Эдемском саду и предупредил: не вкушайте, иначе смертью умрете. Он не сказал, нельзя или можно вкушать. Он сказал: не вкушайте, потому что...
То есть вкушать-то можно, иначе зачем ставить? Если нельзя, то и ставить незачем. Можно, но вкусив, вы получаете тот результат, который не полезен. Интересно, правда?
И только так человек может проявлять свою волю и делать свой выбор как разумное, творческое и свободное существо. Единственное в своем роде на Земле.
Животные не могут выбирать. В них Богом заложены определенные программы, которые называются рефлексами и инстинктами. Поэтому животные лишены свободы. Они действуют в рамках заложенной в них программы и действием Духа Святого. Особенно это проявляется у насекомых, таких как пчелы, муравьи, термиты и т. д.
Мы не можем обвинить животных в убийстве, воровстве, блуде или еще чем-то. Не можем осудить и посадить их в тюрьму. Хотя в некоторых «прогрессивных» странах и это возможно. Мы не можем попросить животных выполнить какую-то работу и спросить за качество исполнения. Все это свойственно только для разумного существа, коим является только человек. Духовный мир мы не трогаем. Там тоже разумные существа – Ангелы, духи и души, но у них свои особенности.
Так вот животным можно дать команду «нельзя» или «можно», «апорт», «взять», и др., и животное, если оно дрессированное, выполнит эту команду без рассуждений и раздумий о добре и зле, о пользе или вреде отданной команды, в меру своей дрессированности. И дрессировщик похвалит животное, например, кусочком еды или поглаживанием.
Поэтому «можно» или «нельзя» применимы к животным или неразумным, малолетним детям, которые еще не пришли в меру разумения и рассуждения.
А высокообразованному творческому и свободному существу, коим задуман и должен стать взрослый человек, можно и должно руководствоваться в своей жизни понятиями «полезно» и «не полезно». А если возникают вопросы нельзя или можно, то обязательно должны следовать следующие: почему, зачем и на основании чего? Вот это будет правильным для духовного развития.
Поэтому, когда наша духовная жизнь и наше православие останавливается на том, что «так батюшка благословил», «так положено по уставу», «нельзя – значит нельзя», это говорит только о том, что духовной жизни нет и не было и что мы находимся даже не в состоянии рабов, а в животном состоянии, которое не способствует спасению души. Ибо спасение могут наследовать только разумные, свободные, осознавшие, добровольно принявшие Христа и последовавшие за Ним люди.
Диакон Олег Рыжков