В центре наших усилий должен стоять сам нуждающийся человек
В центре наших усилий должен стоять сам нуждающийся человек. Неверно тешить себя мыслью, как хорошо мы поступаем ради собственного спасения, помогая другому. Все оценки расставит Господь. Он вынесет суд, с тем ли настроением, с тем ли, если хотите, пониманием собственного места в совершении добра мы приступаем к этому деланию. Мы должны, прежде всего, думать о качестве нашей помощи, ставя себя на место страдающих людей.
Помощь нуждающимся – это служение Богу
Обращаясь к священникам, хотел бы сказать: несмотря на имеющуюся нагрузку, нужно помнить, что служение в больницах, помощь нуждающимся – это служение Богу, это неотъемлемая часть нашей пастырской деятельности и нашей христианской жизни, ведь в каждом нуждающемся Христос призывал видеть Самого Себя (см.: Мф. 25: 40). Священник не должен думать, что, совершив Литургию, он может быть свободен от всех других пастырских обязательств. Литургия – это наше «общее дело», которое продолжается в том числе в больницах, в хосписах, в интернатах, в богадельнях, в приютах – там, где не хватает любви, где есть человеческое горе и нужда.
Конечно, в этом служении священники нуждаются в помощи мирян-добровольцев, в том числе сестер милосердия. Вокруг нас много молодых людей, готовых послужить ближним, но далеко не все знают, что нужно сделать и куда обратиться, чтобы стать волонтером. Наша задача – рассказать этим людям, где они могут быть полезны: в интернатах, в больницах, в домах престарелых, в домах для бездомных.
Наши собратья нуждаются в помощи
Наши собратья нуждаются в помощи, в первую очередь в проявлении нашей солидарности с ними. Помимо того, что все мы призваны молиться, те, у кого есть возможность, могут посылать письма на Украину; если кто знаком со священниками с Украины, пусть поддерживает их своими добрыми словами. Но самое главное – это наше общецерковное единомыслие относительно необходимости принимать сегодня особые усилия по сохранению канонического порядка на Украине. Вы знаете, что на последнем Синоде было принято непростое решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом – именно потому, что Константинопольский Патриархат отождествил себя с раскольниками. Неканонически, нарушая все правила, он вторгся в нашу юрисдикцию, простил раскольников, которые были анафематствованы, а значит, отождествив себя с раскольниками, сам стал раскольником. На этом и основывалось решение Синода о прекращении общения с Константинопольским Патриархатом как впавшим в раскол.
Для того чтобы такие решения поддерживались всем народом, а сейчас, как я чувствую, абсолютное большинство православных людей поддерживает это решение, надо, чтобы духовенство тоже проводило работу. Когда к вам обращаются с вопросом, разъясняйте это, с тем чтобы действия Священноначалия имели широкую поддержку у нашего благочестивого народа. Тогда наша позиция будет очень сильной и убедительной. Очень надеюсь, что так и есть, но пастырская работа по разъяснению позиции нашей Церкви перед лицом новой раскольничьей реальности на Украине является очень важной.
Самое же главное – наш внутренний духовный мир
Еще раз хочу сказать: сила воздействия священнослужителя не обусловлена техническими знаниями, связанными с изучением психологии, но эти знания могут помочь, в том числе в выстраивании правильных отношений с людьми. Самое же главное – наш внутренний духовный мир. Самое главное – работа священника над самим собой. Самое главное – никогда не привыкать к своему пастырскому служению, не превращаться в машину, которая стереотипно отвечает на вопросы, задаваемые священнику. И если пастырское чувство сохраняется сильным, ярким, если совесть у священника всегда находится в состоянии повышенной готовности откликнуться на беду другого человека, то и результат работы с верующим, который к священнику обращается, совсем другой.
Злоупотребление электронными играми
Если говорить об игромании, то в первую очередь нужно говорить о гаджетах и о вовлечении детей в контакт с ними. То, что сейчас происходит, а именно привыкание детей с раннего возраста к играм, уже в недалеком будущем явит нам в полной мере самые опасные последствия. Здесь несколько проблем. Первая – это проблема удовольствия. Ребенок получает от игры удовольствие. И если большую часть времени он посвящает тому, чтобы получать удовольствие, значит, у него формируется устойчивое представление: удовольствие – это самое главное.
Как же вы такого ребенка оторвете на работу, не связанную с получением удовольствия? Для него это будет большая проблема. Иногда говорят, что не надо говорить об опыте предшествующих поколений, что каждый живет в своих условиях. На самом деле неправильный подход – это игнорировать уроки истории, уроки прошлого. Трудно представить, как вообще развивалась бы вся наша российская история, особенно в XX веке, с ее множеством проблем, с войнами, с низким уровнем обеспечения населения продуктами, нередко с голодом, если бы наш народ не был способен это перенести. Но он же не был с детства воспитан в системе, которая поощряла бы получение удовольствий и замыкала на них жизненную ориентацию человека!Поэтому я бы так сказал: злоупотребление электронными играми, погружение в них детей – это огромная ошибка родителей. В каком-то смысле это огромная задача и для государства, потому что если следующее поколение будет воспитано в стремлении постоянно получать удовольствие, то мы очень многого лишимся. Мы знаем, что способность человека совершать подвиг полностью противоречит стремлению посвящать все свои силы получению удовольствия. Подвиг – это отказ от самого себя. Но если люди перестанут быть способными на подвиг, разве мы сможем защищать свою страну? Сможем ли мы решать задачи, связанные с ограничением нашего комфорта, с понижением уровня всего того, что связано с удовольствиями?
Иногда кажется: ну а что особенного – ребенок сидит в своем гаджете и все время играет. Но это очень плохой симптом, который нужно преодолевать. И Церковь должна открыто говорить, что многое нужно поменять, в том числе в сознании родителей, в сознании учителей, с тем чтобы постараться приучить детей к тому, что получение удовольствий не является доминантой, не является приоритетом. А вот злоупотребление ими формирует в сознании именно такой подход к жизни.
Из доклада на VIII Общецерковном съезде по социальному служению
«Координация социального служения в епархии»,
Москва, 19 октября 2018 года