Человек все меряет собою, все примеряет по себе – вписываются ли окружающие его события в его разумение, понимание? Если у человека нет глубинного интереса в том или ином деле, это дело никак и трогать его не будет, и уж тем более не будет вызывать симпатию и влечение.
Непьющий, трезвящийся человек не будет влечься к пьянкам и застольям, не видя в них никакой пользы и необходимости для себя.
Верный своей жене не будет даже помышлять о супружеской измене, будет отвращаться от тех, для кого блудная жизнь – норма.
Честный, добросовестный работник будет равнодушен к предложениям сослуживцев что-то стащить или схалтурить.
Любящий уединение, размышления над книгами не будет понимать своих знакомых, все свободное время посвящающих соцсетям и он-лайн играм.
И наоборот: пьющий не понимает «кайфа» трезвенника, блудник – примерного семьянина, вор – честного, а живущие в соцсетях – «ненормального» мыслителя.
Все просто: подобное тянется к подобному, а от противного – отвращается. Почему среди «массовых потребителей жизни» сегодня так не популярно Православие? Не сусально-лубочное Православие, с внешней красотой обрядов и золотым великолепием храмов, а глубинное, выстраданное, переплавляющее душу, ломающее железобетон атеистического восприятия мира? Думаю, потому, что большинство не видит в таком Православии близкое себе, подобное себе, если хотите – родное себе. Для многих оно слишком кардинально, слишком резко, а в некоторых случаях – и бескомпромиссно.
«Возьми крест свой, и следуй за Мною»(Мф. 16,24), – говорит Спаситель. Далеко не каждый готов бросить все, что ему дорого – блуд, пьянки, хамство, мат, бесцельную отсидку у монитора, злобу, воровство, лесть, властолюбие, – и пойти за Христом.
«Ну почему ваш Иисус так категоричен: или Я, или ничего? Или Я, или ваш мир, полный смрада? Почему бы Ему не быть ближе к народу: «Ладно, ребята, изменяйте женам, воруйте, объедайтесь, предавайте друзей, только верьте в Меня, и Я вас спасу»? Почему этот ваш Христос так не удобен, почему не может «войти в положение»? Жизнь сейчас такая, надо крутиться, надо быть в тренде».
Так отпадают от Христа, от истины, от шанса все-таки зажить по-Божески, то есть – по-человечески. Но иного пути у людей к счастью – нет. Нет, и все!
Иисус Христос – не выдумка попов, не герой мифов и легенд, а реальная Личность. Личность Божественная, Личность – Идеал, в Котором соединилось все лучшее, что только может быть в человеке. В блудливом мире, который, по гордости своей, освободил себя от всех идеалов, Иисус – Единственный, в Ком сохранилась, нетронутая ржавчиной греха, высшая человечность. И чтобы хоть в малой степени воспринять ее, сделать хоть чуть-чуть своей, собственной человечностью, нужна вера во Христа. Нужны дела этой веры.
Их, дел, много, но все они сводятся к одному – покаянию, то есть перестройке себя по чертежам Священного Писания и Священного Предания Церкви Православной. Это трудно, очень трудно, и потому расслабленное человечество старается делать вид, что Бога нет. А если Бога нет, то все позволено (Ф. М. Достоевский). Но если Бога нет, тогда и смерти нет, и жизни нет, и меня – нет. Нет! Почему? Потому что лишь Бог – Источник всякой жизни, всякого дыхания земного. Бог, а не слепая случайность, из аморфного хаоса породившая живую клетку.
Так что, пока мы живы, а смерть – впереди, соединимся со Христом! Это реально, это доступно всем, ибо подобное всегда соединяется с подобным. А подобие Божие, образ Божий заложены в каждого из нас. И бегать от Бога – это бегать от самого себя, от своего естества. Это верно, ибо блуд, похоть, гнев, злоба, вражда, ненависть, зависть, ревность и другие страсти противны естеству человека. Посмотрите на невинных детей – они естественны, они лишены страстей и грехов, а потому они – как ангелы земные!
Значит, такое состояние доступно человеку! Более того, это состояние есть основа его истинной природы. Все, что нам нужно – соскрести с души своей грязь и ложь мира сего, и мы увидим там, глубоко внутри себя, – образ Божий. Неистребимый образ.
Как же соскрести? Только – с помощью Божией. И если получится у нас, то и смерть сама не будет ужасать нас, ибо во Христе Иисусе обрели мы избавление от этого вечного врага нашего. А после смерти боголюбивая душа, очищенная Богом от страстей и греховной скверны, навеки вечные соединится со Христом в духе неразрывной любви, ибо обретет родственное своей исцеленной природе…
Артемий Слёзкин