Диакон Олег Рыжков
Господи! Очисти меня от всякой скверны плоти и духа. Это прошение к Богу, в разных вариациях, мы встречаем почти во всех молитвенных последованиях.
Так что же такое скверна? От чего мы просим нас очистить?
В разных словарях значение этого слова практически одно и то же: что-либо гнусное, мерзкое, порочное. Что загрязняет нас плотски и духовно. Нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление и все богопротивное. Скверну природную очищают вода и огонь, скверну духовную – покаяние.
Но в этот раз хочу порассуждать о скверне как о сорняке. Если те определения, которые мы видим в различных словарях, явно указывают на то, что вызывает у нормального человека отторжение, то сорняк иногда может обмануть нас.
Например, в цветочных магазинах нередко можно встретить необычные красивые растения, которые радуют глаз, и их хочется приобрести. Но на самом деле, это всего лишь сорняки. И если их высадить в огороде, то вся их красота быстро перерастет в проблему для урожая полезных плодов.
Сорняки имеют необычайное свойство быстро и устойчиво распространяться, губить все полезные, культурные растения, и чтобы с ними бороться, приходится прилагать немалые усилия. При этом они имеют, как было отмечено выше, красивый вид и обманывают неопытных людей.
Теперь сравним их с тем, что происходит в современном мире. Например, сквернословие, или матерные слова, являются самым настоящим, смертельно-ядовитым сорняком. Они засоряют речь, губят все доброе и духовное, являясь всего лишь названиями того, что у человека находится внизу (половых органов и низменных инстинктов), выпячивая все это низменное на передний план. Но при этом многие, обманываясь сами и обманывая других, пытаются придать таким словам какую-то «народную» красоту и даже гордятся тем, что в русском языке есть такие выражения.
Используют их в своем словесном творчестве и думают, что называя что-то половыми органами, можно как-то разнообразить и разукрасить наш словарный запас, на самом деле истощая его и калеча свои души. Ибо не может зловоние и низменность облагородить и возвысить человека как образ Божий. И этот сорняк воистину сумел поразить все слои общества и отравить весь российский народ, за исключением тех, кто действительно ценит Божественную красоту и стремится к духовному развитию. То есть ищет Духа Святого, а не духов падших.
Таких сорняков, имеющих какую-то внешнюю привлекательность, изысканные ароматы и вкусы, а на самом деле убивающих своим смертоносным ядом наши души и плоть, в современном обществе огромное количество.
Половые извращения и разврат, отказ от традиционных ценностей, в том числе и семьи, наркотики, сигареты, алкоголь и другие допинги, вкусовые химические добавки, различные пошлые шоу, бесконечные поиски ублажения себя разными ощущениями и вкусами, стремление к успешности, материальному богатству и развлечениям, эгоизм, самолюбование... Все это и есть упакованные в самую что ни на есть привлекательную упаковку, ежесекундно рекламируемые и распространяющиеся с неимоверной быстротой сорняки, которые опутали все человечество и беспощадно, методично уничтожают его. Как споры плесени, порождая различные общественные
пороки: апатию, равнодушие, духовное опустошение, глобальную коррупцию и воровство, ложь, тупоумие, потерю человеческого достоинства и опускание до животного уровня. На языке Священного Писания это называется грехами и страстями, оскверняющими нашу душу и плоть. Той самой скверной, плотской и духовной, от которой православные люди просят Бога очистить их.
Мы сами выбираем, кем и с кем нам быть, что делать, что говорить, куда идти. Но выбирая привлекательный, на первый взгляд, грех, впадая в него и не борясь с ним, мы в итоге сами себя лишаем свободы выбирать, насаждая в себе сорняки скверны, которые очень быстро порабощают нас зависимостями, духовной слепотой, расслаблением ума и души. И выход из этого состояния бывает уже невозможен.
Но он есть, пока человек еще способен размышлять, каяться и бороться. Для этого в Православной церкви и существуют такие духовные инструменты, как молитва, пост, исповедь и причастие святых Таинств. Есть Священное Писание, труды святых отцов и другая духовная литература. Есть путь доброделания. Есть Церковь и Глава ее Господь наш Иисус Христос, Который всегда нас ждет и готов в любое время самому последнему грешнику и преступнику протянуть свою руку и спасти для вечной жизни в Царстве Небесном. Как спас распятого за свои страшные преступления разбойника, но раскаявшегося в муках на кресте. Будем помнить об этом всегда. В любых обстоятельствах. В любом месте и в любое время.
Диакон Олег Рыжков