Сергей Сажин
В православном богословии грех всегда воспринимался не как причина для наказания за проявленное непослушание, а как болезнь человеческого естества, состоящего из двух противоположных природ – духовной и материальной.
Живя заботами материального мира, требующего от нас полной самоотдачи, мы стали забывать о том, что сотворены по образу и подобию Божиему, и о том, что без Бога мы никто и ничто.
Преподобный Амвросий Оптинский в своем письме о бесценности души говорит:
«На тело, это жилище червей, этот повапленный гроб, обращаются все наши мысли, от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия, едва обращается одна мысль во всю неделю… Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние, а когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом».Грех, как и всякая болезнь, если ее запустить, может привести к самым печальным последствиям. И если для тела это физическая смерть, то для души – муки вечные. Грех, по словам преподобного Ефрема Сирина, делает насилие над нашей природой: «Так природа вместо довольства предается ненасытности, вместо утоления жажды питием — пьянству, вместо брака — блуду, вместо правосудия — бесчеловечию, вместо любви — распутству, вместо страннолюбия — неразборчивости».
Человек, несмотря на свое перманентное пребывание во грехе, не лишен Богом Своего особого попечения. Господь, чтобы вывести нас из этого гибельного состояния, предлагает в качестве лекарства самые различные средства, в том числе и телесные немощи.
Многие святые были подвержены различным заболеваниям, которые рассматривали как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига, ведущего их по пути спасения. Так, например, апостол Павел пишет в своем послании к Коринфянам: «Дано мне жало в плоть… удручать меня, чтобы я не превозносился (2 Кор. 12, 7).
Священное Писание говорит о том, что болезнь является следствием поврежденности человеческой природы первородным грехом, но она же может быть ниспослана нам Богом для укрепления и возрастания в вере, для того, чтобы явить людям Свою Божественную любовь, славу и силу, а также может стать следствием личной греховной жизни.
Болезнь как следствие личного греха
Нееман, военачальник царя сирийского, был поражен проказой. Все его попытки исцелиться от этой страшной болезни были тщетны: не смогли ему помочь ни самые искусные врачи, ни идолы, которым он покланялся. Пленная еврейская девушка, служанка жены Неемана, посоветовала военачальнику обратиться за помощью к пророку Елисею, получившему благодаря совершаемым чудесам большую известность во всем Израильском царстве.Нееман воспользовался этим советом и отправился к пророку. Тот через своего слугу Гиезия повелел военачальнику семь раз омыться в Иордане. Нееман, получивший таким образом исцеление, хотел отблагодарить Елисея богатыми дарами, но тот отказался. Тогда Гиезий, поддавшись искушению, догнал сирийского военачальника. Он сообщил Нееману, что Елисей передумал и желает получить предложенное вознаграждение.
Обрадовавшийся военачальник немедленно дал слуге пророка талант серебра и две перемены одежд. Гиезий, после того как спрятал полученные дары, пришел к Елисею. Когда он попытался обмануть пророка, сказав тому, что никуда не отлучался, Елисей произнес: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег» (4 Цар. 5, 1-27).
Исцеление слепорожденного
В Евангелии от Иоанна повествуется о том, как апостолы, увидев человека, слепого от рождения, спросили Господа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 1-38).Слепой, о котором идет речь, дожил, не видя солнечного света, до совершенных лет. Вся его жизнь прошла в кромешной тьме, в которой не было места ни красоте окружающего мира, ни простым человеческим радостям. Дела Божии, о которых говорит Господь, явлены были в этом слепорожденном еще задолго до чуда исцеления, о котором сказано: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному». И речь здесь идет прежде всего о вере этого человека, сумевшего сохранить свою преданность Богу вопреки всем выпавшим на его долю испытаниям.
Первое, что он сделал после своего исцеления, – продемонстрировал перед лицом фарисеев свою веру в благость, милосердие и всемогущество Божие, способное преодолеть любые человеческие представления о невозможном. Слепорожденный не побоялся не только противостоять начальникам, но и исповедать свою веру в Сына Божиего.
«Для Бога нет ничего невозможного, и в любых, казалось бы, совершенно безвыходных для нас ситуациях нам может быть явлена Его сила и слава»
Чудо исцеления слепорожденного – наглядный пример того, что для Бога нет ничего невозможного и что в любых, казалось бы, совершенно безвыходных для нас ситуациях нам может быть явлена Его сила и слава.
Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий достаточно рано стал испытывать проблемы со здоровьем, приведшие его впоследствии к инвалидности. Боли, сопровождавшие преподобного до самой кончины, лишь духовно укрепляли старца. «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю ж и я», — говорил преподобный. В этих простых словах заключена его по-детски чистая вера в Бога, в Его промыслительное попечение о нас, пусть даже и не всегда доступное нашему пониманию.Не понаслышке зная, что такое физические страдания, преподобный Амвросий всегда находил в себе силы помогать другим. Его неподдельная любовь к ближним, доброта, простота в общении, житейский юмор, духовные советы, пропущенные через себя и свое сердце, оказывали на страждущих живительное воздействие. После общения с ним люди духовно преображались, становились другими.
Такое отношение к болезни – тяжелый труд и постоянная борьба не только с физическими страданиями, но и с унынием, отчаянием, ощущением своей оставленности Богом. Эта проверка на прочность нашей веры зависит во многом от нашего желания честно взглянуть вглубь себя и правильно выстроить свои отношения с Богом, своей совестью и людьми.
Ни в коем случае нельзя замыкаться в своей боли, но следует очищать свое сердце путем покаяния и молитвы от скверны греха и порока. Сделать это совсем не просто, но надо всё время помнить о том, что сила Божия в немощи совершается. Надо научиться быть благодарными Богу за всё, что Он нам посылает, пусть мы иногда и не можем сразу понять промыслительное значение того или иного происходящего с нами события.
Праведный Иов, несмотря на всю тяжесть своего состояния и советы жены и друзей похулить Бога и умереть, оставался твёрдым в своём уповании на Него: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2, 10).
Болезнь может послужить духовному росту лишь тогда, когда становится вольным страданием – подвигом, в котором больной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей, соглашается переносить страдания. Тем самым он получает возможность стяжать такие важные христианские добродетели, как терпение, смирение и послушание.
Время болезни – это время особого посещения человека Богом, а потому и воспринимать ее надо не как некую преграду на жизненном пути, а как дар Божий, посредством которого можно не только спасти свою душу, но и послужить с помощью молитвы, терпения и доброго слова спасению своих ближних.