Диакон Олег Рыжков
Один человек сказал мне в своих рассуждениях, что главный враг молитвы – это невнимание. Я спросил его, что он подразумевает под невниманием. Ответ был примерно таков: когда молишься, нужно сосредотачиваться, отгонять всякие посторонние мысли, которые лезут в голову, и внимательно читать молитвословия. А иначе мысли твои рассеиваются, и ты читаешь автоматически текст, не понимая, что читаешь. Это и есть невнимание.
В свою очередь, я спросил его: когда вы приходите к соседу просить соли, например, или в острой нужде просить денег, нужно ли для этого сосредотачиваться, отгонять мысли и еще что-то подобное делать, а потом читать какие-то тексты. Нет, ответил мой собеседник, нужно просто попросить. Но это же сосед, а Бог – это же совсем другое!
Стоп. Вот здесь начинается ошибка.
Многие люди, не понимая сути молитвы, начинают обвинять тех священников, которые изначально учат в личной молитве не бездумно вычитывать разные правила (тексты), что само по себе глупо и бессмысленно, а учиться обращаться к Богу, как к Личности. Как к самой главной Личности в нашей жизни. Они, дескать, учат вообще не молиться по молитвословам, что тоже полная чушь. Молитвословы как раз и предназначены для научения молитве. И являются азбукой молитвы. И отказываться от молитвословов, богатства, данного нам всей Церковью – это, по меньшей мере, глупо.
Ошибка в том, что у нас, как всегда, многие люди ищут крайности и из всего делают идолов и все, чтобы из молитвы сделать все что угодно, только не молитву. Так же и молитвословы для многих превратились в идола и, по сути, в магические, «заговорные» книги. Прочитал правило (текст), выполнил «положенное» – и будет тебе счастье. От болезни вот это, от сглаза вот это, чтобы причаститься, вычитай вот это утром, а вечером другое, 40 раз, три раза, 10 поклонов и т. д. Осталось только через плечо поплевать и по столу постучать. И за всем этим уже не видно ни Бога, ни самой сути обращения к Нему. И здесь вернемся к вышесказанному.
Да, Бог – это не сосед, у которого можно попросить соли. Но Бог – это тоже Личность. И к Нему нужно обращаться, как к Личности. Как к Живому Разумному Существу. И в этом смысле Он и Отец, и Творец, и Сосед, и Старший Друг, и Начальник, и много еще Кто. И если к Нему так обращаться, а не «правильно» читать какие-то «обязательные, кем-то установленные» тексты, тогда и не нужно будет отгонять какие-то посторонние мысли, сосредотачивать мысли и напрягать мозги. Разве только для того, чтобы покрасивее да поумнее или попроще подобрать слова. Почему всегда говорю, что читать нужно книги, стихи и газеты, а не молитвословы? Потому что как раз чтение текстов и требуют внимания. А еще под чтение сладко и хорошо засыпать. А попробуйте внимательно почитать какой-нибудь нудный научный труд? Вот где лезут разные мысли и рассеивается внимание. Молитва – это другое. Это не научный труд, не книга, а мольба, просьба, благодарность.
Разве искренняя, сердечная благодарность или слезная просьба и покаяние требует какого-то сосредоточения ума, борьбы с помыслами? Абсурд. Вы просто изливаете то, что у вас на сердце. Усилия и сосредоточение требуется, чтобы к этому приступить. Сделать первый шаг.
Прийти в храм, начать читать Евангелие и познавать учение Церкви. Встать на молитву, заставить себя задуматься о смысле жизни и в
принципе обратиться к Богу. Вот что бывает очень сложно. А молиться, если мы уже обращаемся ко Господу и желаем этого, а не читаем тексты как обязательное, надоевшее правило, совсем не сложно.
Поэтому прежде чем начинать молиться, необходимо понять, что такое молитва.
Меня часто спрашивают: вот вы пишите..., а сами-то вы читаете утренние и вечерние молитвы, которые в молитвословах? Отвечаю: нет, давно уже ничего не читаю, а обращаясь к Богу, благодарю, каюсь и прошу, применяя те слова, которым научился сначала через молитвословы, а потом и сам, с Божией помощью и духовника. А акафисты как жанр в личной молитве вообще не люблю. Ну не нравятся они мне. Богослужение в храме – это другое дело. Там и хор, и кадило, и чин, ектинии. Это соборная молитва. А в личной жизни за 15 лет сложились свои собственные молитвенные последования и личные правила на разные случаи жизни, состоящие и из Церковных молитвословий, и своих, близкие моему сердцу. Когда есть время для обращения к Богу в продолжительной молитве, стараюсь подольше задержаться в этом. Когда нет времени, есть более короткие последования и слова. Это мое личное дело. Мой личный разговор с Богом и опыт. И никто не может в него входить, кроме тех, кого я захочу впустить в мою жизнь. Например, моего духовника. Вот и все. Кто-то может считать по-другому. И это его дело. Я никому ничего не навязываю. И никто ничего не может навязывать в личной жизни. Ни Церковь, ни Сам Бог.
Главное, учиться искренне обращаться к Нему. Учиться Его любить. И учиться любить все Божие, в том числе и людей.
Диакон Олег Рыжков