Целомудрие – добродетель, которая оберегает человека в чистоте.
Прп. Петр Дамаскин говорит, что, когда мы упоминаем о целомудрии, имеется в виду не только телесная чистота, хотя это, безусловно, крайне важно.
Человек сохраняет целостность и чистоту всего своего естества: разума, сердца, тела.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) советовал: если желаешь достичь целомудрия, то должен сначала достичь чистоты ума, чтобы ум не блудодействал, не искал нечистоты. А потом нужно защищать свое сердце, чтобы оно не тяготело, не искало каких-либо нечистых наслаждений. И только тогда, когда достигнешь чистоты ума и сердца, легко будет достичь чистоты тела.
Целомудрие – это действительно великая добродетель, которую нужно лелеять и оберегать с юных лет. Современная цивилизация приучает нас ко греху и направляет свои стрелы в первую очередь на подрастающее поколение, буквально – детей.
Сегодня в школах активно насаждается курс по половому воспитанию. Для чего это делается? Для того, чтобы с самых юных лет дети утратили чистоту и целомудрие.
Сначала утрачивается стыд, который является хранителем целомудрия. Привыкая ко греху, человек теряет стыд. Надо защищать своих детей, воспитывать в них стыд и целомудрие.
Когда утрачивают целомудрие? Когда человек ничего не делает. Когда человек не занимается своим воспитанием, ленится, прожигает жизнь в праздности. Вроде всё знает, но не хватает сил понудить себя к действию, переменам, добру. Пребывает в бесплодных мечтаниях о своих будущих добродетелях.
Праздность – страшный порок. Недаром на протяжении всего Великого поста мы молимся словами прп. Ефрема Сирина и просим, чтобы Господь даровал нам целомудрие и избавил от духа праздности. Прп. Никодим Святогорец говорил, что дьявол, создавая школу зла и лукавства, не сам там преподает, он нанимает учителя по имени «праздность».
Именно этот учитель как раз и обучает человека всем грехам. Человек может даже и не совершать греха физического, но пребывать постоянно мыслями в нечистоте. Ничего не хочет делать, живет в мечтах. Но у такого человека мы не увидим и следа лени, когда речь идет о получении наслаждения.
Мы должны что-то постоянно делать, хоть по чуть-чуть. Нужно спешить быть деятельным, время обманчиво, самоуверения, что мы еще успеем когда-то потом, – ложный советчик.
Что делать, чтобы воспитать в себе целомудрие? Никогда не забывать, что Бог все видит, мы ходим под Богом. Любая мысль, сердечное чаяние, движение сердца не скрыть от Него – мы как на ладони. Если не боишься Бога, хотя бы постыдись, когда хочешь сделать что-то плохое.
Если цель нашей жизни спасение, то всё остальное становится второстепенным и малозначимым.
Когда вся наша жизнь будет под нашим контролем, она автоматически наполняется особым смыслом, соответствующим Божьему промышлению о нас, а это значит, она благословенна.
Фрагмент из проповеди в Неделю прп. Марии Египетской