«Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8).
Посредством благодатного общения с Богом и получения Духа Святого через Таинства христиане получают более полную картину мира, нежели их соплеменники, закрывшие для себя или отложившие на дальнюю полку процесс богопознания. Мир не зря сравнивался с бушующим морем: его агрессия, опасности, сам труд, прилагаемый, чтобы плыть по его водам, заставляет человека фокусироваться на горизонтальной реальности, редко обращая взгляд горе. Фразы святых отцов о «пригвождении» к миру имеют очень точное выражение того, что происходит с человеком, в силу привычки занимающегося жизнью временной с определенным упорством и ищущей в ней главных для себя смыслов. В то же время увлечение миром и забвение вечного есть грех, то есть ошибочное действие и промах в отношении действительно верной цели.
Люди порой не понимают, почему же они грешат против Бога, если «никому зла не желают, не воруют» и прочее из второй половины списка десяти заповедей. Иногда понять это логически из пучин того самого «житейского моря» действительно бывает трудно. И мы, христиане, также с этим знакомы. Простой пример: рабочая неделя настолько поглощает, что в выходные мы, бывает, с огромным трудом отправляемся в храм (или даже не отправляемся). Все наше естество бастует, и вполне справедливо. Ведь за короткую неделю водоворот будней может так поглотить нас, что мы становимся его частью. Простая попытка оторваться от мира, к которому мы сами себя пригвоздили, отзывается настоящей болью.
Но всё меняется в храме Божьем, обиталище Духа Святого. Поразительно, как, войдя в святая святых христианина, нас окутывает незримая благодать, нападают покаянные чувства, возникает внезапное ощущение бессознательной уверенности в том, что мы где-то совершили ошибку. Встреча со Святым Духом открывает нам очи, обличает, сообщает правду. Утешитель позволяет увидеть грех – без особых объяснений, на уровне бессловесного понимания нашей души. Мы осознаем: отрываясь от Бога на любом уровне, мы совершаем грех.
В то же время мы понимаем, что настоящая правда жизни – в Боге. Благодать Божия дает понять, что мы здесь, на земле, временны. А истинное наше предназначение простирается куда-то за горизонт видимого мира или по его вертикали – за облака, также недосягаемые нашему сознанию. Дух Святой незримо укрепляет нас в вере, уверенности, убежденности и знании о том, что путь Православной Церкви спасителен, а наше ложное человеческое мудрование есть всего лишь налет заблуждений для нашего разума. И мы понимаем, что ничто из сделанного нами, ни одна ошибка, не останется без ответа перед Богом.
Именно такие мысли и чувства сообщает нам Дух Святой. И поэтому стяжание, то есть собирание и активный поиск благодати Божьей, и есть важнейшая наша задача по жизни. Взаимодействие с Богом через Таинства позволяет увидеть свои ошибки, понять, как их исправить, получить настоящие силы от Источника Жизни и с надеждой готовиться к вечности, которая имеет неизмеримо большую ценность, чем данное нам сейчас ветхое и временное.
Владимир Басенков