Бог и диавол полные антиподы. Бог – Творец и Создатель всего мира и людей. Бог есть Любовь, Жизнь, Истина, Слово, Свет и много еще у Него имен. Диавол – творение, созданное Богом и отпавшее от Него по гордыне. От него исходит грех, а значит зло, разрушение, болезни, страдания и смерть. В нем отсутствует даже намек на добро и благородство. Только ненависть, обман и ложь. Поэтому утверждение, что добро и зло части одного целого, дополняющие друг друга, – это полная и опасная глупость некоторых религиозно-филосовских систем.
Не может быть Бог частью диавола, так же как диавол – частью Бога. Так же как ничего Божиего не принадлежит диаволу, а диавольское – Богу.
Поэтому якобы народная, а на самом деле диавольская «мудрость» о том, что без зла не было бы добра и наоборот, тоже абсолютная ложь.
Добро было изначально в Боге без всякого зла и во зле не нуждалось. Об этом нам говорит Священное Писание: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3) .
Другое дело, почему же Денница, Ангел из высших чинов Небесной иерархии возгордился? Почему в нем появилась гордыня, самый первый грех, от которого и пошло остальное зло? Как такое могло произойти, что Ангел стал сатаной? Почему «Денница, из-за возникшего в нем самомнения и честолюбия, стремления своего духа обратил на себя и сосредоточил на себе самом; тем самым он поставил целью жизни свою славу, самоугождение и служение себе, поставил себя на место Бога.» (священномуч. Александр Миропольский)? Это и есть великая тайна беззакония, которая заключается в данной Богом и ангелам и людям свободе выбора. Зло появилось не как дополнение добра и тем более не вместе с добром, а как следствие отступления от Бога. Сначала отступила часть ангелов, потом, поддавшись диавольскому соблазну, и люди.
И теперь мы знаем, что диавольское мучает, насилует, разрушает, раздирает, разъединяет душу и всего человека, весь мир, ведет к страданиям и смерти. Божие собирает, созидает, восстанавливает, лечит, ведет к любви и вечной жизни.
Но в человеке, удивительным образом противореча друг другу, борясь друг с другом, существует и добро, и зло. Именно про это и слова святых: «Бог борется с диаволом. И поле этой битвы – души человеческие». Одно уступает место другому. Но никак не дополняет.
Человек не может быть и злым, и добрым одновременно. Он или злой, или добрый. Либо человек следует за Богом и тогда Его благодатью творит добро, либо за диаволом, тогда людьми и их поступками управляет зло. Другого не дано. Именно в этом заключается наш свободный выбор между добром и злом. Этот выбор происходит ежедневно, ежечасно, ежеминутно и всю жизнь, до самой смерти.
Начинаясь с помыслов и заканчивая словами и совершенными делами.
И это не зависит от географического или вообще любого местоположения и времени.
Поэтому все наши фантазии по поводу Рая и ада бессмысленны. Где находятся, как выглядят – какая разница.
Вот, например, лес, горы, равнина, семья, работа... Солнце, дождь, ветер, штиль или их отсутствие... Неважно. Два человека. В одних и тех же обстоятельствах. У одного в душе мир, покой, радость – и он наслаждается всем, что вокруг. Другого мучает совесть или донимают обиды, злые мысли, раздражение, что-то тревожит – и он не замечает ничего того, что радует его соседа или спутника. Им владеет грех в каких-то его проявлениях.
Одно место. Два человека. Два состояния – Рая и ада.
Бывает и так, что в одном и том же месте один и тот же человек может в течение дня или за какой-то короткий промежуток времени испытывать поочередно и состояние ада, и состояние Рая. Смотря какие помыслы человеком сумеют овладеть, точнее, какие он примет, а какие пропустит мимо, какие дела сделает и какие слова произнесет.
Это и есть христианское трезвение. Ежедневный, постоянный контроль над своими мыслями, словами и делами. Обращение за помощью к Богу – в молитве, посте, добрых делах и Церковных таинствах. Иного пути не существует. Рай в нас, и ад в нас. Две бездны. Куда устремим свой ум, слова и дела, там и будем. А в вечности Бог уже сам знает, как отделить одно от другого. Ошуйу от одеснуйю.
Диакон Олег Рыжков