Мы много чего в жизни не видим, но знаем, что это есть. Мало того, этим пользуемся и благодаря этому живем, с помощью этого общаемся, созидаем и являемся людьми. Ум, любовь, ненависть, совесть, душа, свобода выбора – всё это слова из невидимого, духовного мира.
И сами предметы, обозначаемые этими словами можно определить, дать им оценку, но невозможно показать. Однако они есть. И ум, и совесть, и любовь, и много чего еще, чего нельзя увидеть, но в существовании этого никто не сомневается.
И само слово невидимо. Мы узнаем о нем только тогда, когда им пользуемся. Пишем или говорим, читаем или слышим с помощью созданных человеком инструментов или человеческих органов. А еще с помощью мысли. Сама мысль и есть слово, только не произнесенное.
Ум, слово, творчество... Отец, Сын, Святой Дух... Бог – Святая Троица... Как интересно, правда?
О чем это? Это о том, что не все, чего мы не видим, не существует.
Как есть любовь, жертвенность, ум, совесть, творчество и другие невидимые предметы, которые существуют и проявляются в нас и через нас, так же есть и невидимый Бог, который проявляется в мире своими творениями. И прежде всего Словом.
Никто никогда Бога не видел, повествует нам Евангелие от Иоанна. Христос явил. То есть невидимый Бог воплотился в человеке Иисусе и явился нам как Богочеловек. Господь и Бог наш Иисус Христос. Невидимое проявилось в видимом. Слово стало Плотью. Бог Слово. Логос. Сын Божий. Так же невидимая мысль становится видимой через мембраны связок и колебание воздуха. Через речь и написанные кем-то тексты. Даже через жесты языка глухонемых. Художники выражают мысль языком картин, композиторы – музыкой, танцоры – пластикой движений и т. д. Без ума и мысли мы не могли бы делать ничего, а без слова – понимать друг друга. Даже у неразумных животных и насекомых есть начатки языка: сигналы, с помощью которых они взаимодействуют в природе. Это тоже говорит о единообразии и творчески–разумном устроении мира. И во всем есть Слово. Природа – это слово. Лес, животные, птицы, вода, небо, дома, техника, компьютер – все это слова. А человек – венец творения. Он так был задуман Создателем. И назван. И получил возможность быть подобным Богу.
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И назвал Бог свет днем. А тьму ночью...
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 1:2).
То есть Бог Отец (ум) творил Богом Сыном (словом) который от Отца вечно рождается и Духом Святым (творчеством), который вечно от Отца исходит. Все это примерно, образно. Так же как образ Бога Троицы в солнце, которое щар, свет и тепло, или в семье, которая муж, жена и дети.
Величайшее таинство, которое нам понять невозможно. По крайней мере, здесь, в земной жизни.
Есть такое святоотеческое предание, что в Царстве Небесном не будет языков. Все вернется в то состояние, которое было до разделения народов. До Вавилонской башни, ставшей символом человеческой гордыни. Во всем будет Бог, и все будут понимать Его и друг друга на одном языке. Языке Бога Слова. Как это будет – это тайна. Тайна будущего века. Так же как и тишина.
Но об этом полезно размышлять. Необходимо познавать то, что нам открывает Бог и Церковь.
И такими размышлениями нужно заполнять свой ум. Каждый день, каждую свободную минуту.
А если наш разум занят сплетнями, слухами, мировыми проблемами, спасением отечества и Церкви от еретиков, воров и коррупционеров, то мира и любви в душе мы не приобретем и к Богу никогда не придем.
Диакон Олег Рыжков