Автор: МУРЗИН Евгений, священник
Навязчивые мысли могут стать серьезной духовной и одновременно психологической проблемой. Человек может впасть в уныние или заработать себе невроз в форме обсессивно-компульсивного расстройства. Бывали случаи, когда мысли доводили людей до попытки совершить самоубийство или другим образом навредить себе и окружающим.
Этому явлению уделяется немало внимания в святоотеческих аскетических трудах — их авторы описывают не только опыт переживания навязчивых состояний, но и раскрывают их природу, дают рекомендации по противодействию и профилактике. Главное, о чем предупреждают святые отцы, — богохульные и иные греховные мысли не принадлежат нам, но имеют внешнее, бесовское происхождение. Поэтому не надо себя за них винить.
«Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцевидец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших», — пишет преподобный Иоанн Лествичник.
Другой подвижник, более приближенный к нам по времени, преподобный Макарий Оптинский, также призывает не смущаться и не казнить себя за происходящее в нашей голове. В противном случае, если человек начинает унывать или отчаиваться по этому поводу, вступать с помыслами в собеседование, бояться их или во что бы то ни стало стараться от этом не думать, другими словами, если он обращает на них внимание, диавол приступает к нему с новой силой.
Такое отношение во многом характерно и для современной психологии. Специалисты предостерегают от того, чтобы отчаянно бороться с навязчивыми мыслями, думать о них или, наоборот, стараться их отогнать. Это способно только усилить наши переживания и внушить нам еще больший страх перед ними. Известно, что если сказать человеку, чтобы он не думал о белом слоне, то все его мысли сосредоточатся именно на этом. Что же делать?
Одна из психологических методик состоит в том, чтобы относиться к нежелательным мыслям как к незваному гостю на вечеринке. Представьте себе, что вы находитесь на приеме в большом зале, где среди прочих приглашенных видите человека, который по каким-то причинам вызывает у вас отвращение, смешанное со страхом. Вы можете сосредоточить на нем все ваше внимание, наблюдать за ним, следить, куда он идет, что делает, с кем общается, убегать от него, когда он направляется в вашу сторону, и тем самым полностью испортить себе вечер. Или, зная о его присутствии и испытывая понятную в этом случае досаду и беспокойство, не принимать это близко к сердцу: в конце концов в зале много других людей, да и вообще есть чем заняться. Второй вариант поможет вам вскоре забыть об этом человеке и больше не принимать его в расчет: да, он существует в одном с вами пространстве, но между вами нет ничего общего, никаких точек пересечения. Так же рекомендуется поступать и с нежелательными мыслями, которые роятся в нашем сознании наряду с остальными, — смотреть на них беспристрастно, спокойно и равнодушно.
Профилактика дурных мыслей включает в себя и информационную гигиену. Известное выражение «человек есть то, что он ест» актуально и для информационной пищи. Информация, которую мы ежедневно поглощаем, несомненно, оказывает влияние на то, о чем мы думаем. Поэтому, приступая к чтению текстов, просмотру фильмов или видеороликов, стоит задавать себе вопрос: насколько это полезно для меня?
Наконец, помимо всего вышесказанного у христианина есть мощное оружие против помыслов — молитва. Можно просто поговорить с Богом, рассказать Ему о греховных мыслях в вашей голове и попросить помочь избавиться от них. Также и участие в таинствах Церкви и в первую очередь — причастие Святых Христовых Таин, когда мы духовно и физически соединяемся с Господом, способно принести облегчение и убрать навязчивые состояния.